02.11.2011
В минувшие выходные работники автомобильного транспорта и примкнувшие к ним автолюбители отмечали профессиональный праздник. День шофера, как зовут его в народе; праздник всех, кто рулит, любим еще и потому, что в последние выходные октября в нашем городе проходят автогонки. Однако нынешний год преподнес неприятный сюрприз. Впрочем, не стоит расстраиваться: впереди у нашего автоспорта и в целом республики могут открыться самые потрясающие перспективы!
В минувшие выходные работники автомобильного транспорта и примкнувшие к ним автолюбители отмечали профессиональный праздник. День шофера, как зовут его в народе; праздник всех, кто рулит, любим еще и потому, что в последние выходные октября в нашем городе проходят автогонки. Однако нынешний год преподнес неприятный сюрприз. Впрочем, не стоит расстраиваться: впереди у нашего автоспорта и в целом республики могут открыться самые потрясающие перспективы!

Тренировочная трасса

Традиционных соревнований — с ревущими трибунами, вставанием на крышу автомобилей и гостями из других городов — не было. Наш бедный автокросс — снова без дома. Возможно, прозвучит не совсем корректно, но "бомжевание" автоспорта — увы, постоянное для него явление. Оно началось сразу после его зарождения: за несколько лет трасса для автокросса сменила пять мест дислокации. Поселок Зеленый (не все уже и помнят это место). Республиканский ипподром (идеально для зрителей, но скучный для гонщиков ровный рельеф, без перепадов высоты, очень высокая арендная плата). Сотниково и поселок Матросова (великолепные по сути, но совершенно сырые трассы, в которые надо было еще вкладывать и вкладывать, начало было положено, но и оттуда гонщиков попросили).

Спасибо "Водоканалу", который пустил автоспорт на новое место жительства, на Богородский остров. Здесь усилиями гонщицкой семьи Гумниц была проложена трасса для автокросса. Поскольку делалась она всего неделю (для хорошей трассы нужны гораздо более длительные сроки и целая армия работников), пока удалось провести гонки в режиме одиночных заездов. Так сказать, в тестовом режиме. Несмотря на то, что трассу обильно поливали водой накануне, пыль поднималась сплошным облаком, лишая видимости напрочь. В таких условиях было бы нереально выпускать со старта более одного автомобиля. Поэтому спортсмены катались по одному на время. Сразу скажем, что из других городов никого не было, а те наши гонщики, что прибыли на Богородский, не все стартовали! Как обычно, подводила техника.

У кого-то рассыпалась перед стартом коробка, у кого-то отказал мотор. В итоге на трассу выехали шестеро гонщиков на четырех машинах. Самое быстрое время показал Борис Гумниц — не потому, что трассу прокладывал сам, а потому что очень много вложил в свой Mitsubishi Lancer Evo. Как сказал его папа и тренер Владимир Соломонович, "Звание мастера спорта надо оправдывать" (этой весной Борис выполнил норматив мастера спорта). Второе место — у ветерана автоспорта, председателя Федерации автоспорта Александра Александрова. Третьим стал Олег Гребенкин на Impreza WRX Александрова. Затем идут Р. Дорофеев (ВАЗ-2108), Ю. Тарасов и новичок И. Емелин.

Прибыли погонять и грузовики. Их было всего четыре, причем один сломался. Первый результат в классе "монстров" у 35-го (А.Б. Александров, ГАЗ-53), второе у 23-го (ГАЗ-53, Быков А.В.), третье у 42-го ЗиЛа.

Зрителей не приглашали, поскольку гарантировать их безопасность организаторы в данном случае не могли. Но самые преданные каким-то образом все равно узнали, и горстки поклонников быстрой езды стояли и глядели на происходящее. Все ожидали обычных заездов, когда стартует куча машин, однако субботние гонки имели статус тренировки. И так будет продолжаться до тех пор, пока у нашего автоспорта не появится постоянный "дом" и законная там прописка.

"Мы попробуем провести зимой здесь соревнования, — сказал Павел Матвеев, секретарь Федерации автоспорта РБ. — Пригласим участников из соседних Иркутска и Читы, как всегда это и бывает. А сегодня, увы, эта трасса может носить лишь статус тренировочной, поскольку пока мы не можем обеспечить здесь должный уровень безопасности". Дальнейшие планы и отчет за прошедший год Федерация представила на своем собрании вечером того же дня.

Ралли уровня "Дакара" на Байкале?

На собрании, вообще, было даже интереснее, чем на гонках. Там даже присутствовал почетный гость, председатель Совета депутатов города Улан-Удэ Александр Голков. Александр Михайлович, имея образование по специальности "Автомобильное хозяйство", поздравил спортсменов с праздником и вручил грамоты от горсовета. В своей речи он рассказал, что в городе количество машин выросло за последние 20 лет в 34 (!) раза. Думается, в связи с этим значение автомобилей и уровня подготовки их водителей выросло несказанно, и автоспорт, который учит, прежде всего, грамотно управлять своей машиной, приобретает сегодня особый смысл. За вклад в развитие автоспорта и его популяризацию грамоты были вручены троим тщательно отобранным депутатами водителям. Это Евгений Бадмаев, первый в Бурятии мастер спорта по автокроссу, призер соревнований по картингу, юный спортсмен Владислав Угловский и председатель внедорожного клуба "Номад" Сергей Патрахин.

Председатель собрания и спортсмены вспомнили весь прошедший 2011-й год. Который прошел хорошо: проводились выездные соревнования, в которых наши кроссмены успешно выступали, а главное, состоялся первый в истории Бурятии Этап чемпионата РФ по автокроссу (апрель). Стал возможным он благодаря спонсорам, которые помогают автоспорту. Это "Роснефть", "Бурятшинторг", МСК, РА "Барис" и производитель масел Motul. Оказывает посильную поддержку и Агентство по физкультуре и спорту. Напомним, что в апреле наш оргкомитет и судейская бригада были очень высоко оценены спортивным комиссаром Российской федерации автоспорта Олегом Пчелинцевым и получили лицензии на проведение любых, даже самых высокостатусных мероприятий. Они могли бы ездить по городам России и проводить гонки для других регионов. Но наши люди — патриоты, поэтому они задумали привлечь мировой автоспорт сюда, в Бурятию.

Поскольку Байкал является мировым брендом, а Россия в моде, вполне реально организовать этап ралли и на территории РБ! Такие планы — в далеко идущей перспективе нашей Федерации автоспорта. Разумеется, проложить маршрут какого-нибудь крутого ралли на российской (бурятской) земле будет непросто, но дорогу осилит идущий. В случае успеха известность республике гарантирована, интерес к местному туризму — тем более, соответственно, инвесторы и куча долларов и евро — тоже. Нужно провести огромную работу. Прежде всего проложить нормальную трассу, на которую можно будет приглашать иностранных спортсменов. И тут без помощи от наших властей не обойтись. Использовать один из возможных, ныне диких участков под столь головокружительные цели и благородно, и выгодно.

Автоспорт в республике очень популярен. Даже без рекламы автогонки собирают тысячи зрителей, а на любительские соревнования участники, простые автомобилисты, приезжают даже в самые лютые морозы и палящую жару. В планах бурятской Федерации автоспорта — два этапа чемпионата России по автокроссу, и организаторы в силах провести их, необходима лишь материальная поддержка.

Ольга Кокорина, для "Номер один".
^