01.09.2004
В этом году ученики школы N52 стали участниками новой здоровьесберегающей программы. Эксперимент начался еще весной. Сначала были проведены масштабные исследования здоровья детей. По результатам прямо в школе развернули медицинский лагерь для лечения заболеваний-"лидеров", внедрили динамические паузы и переменки на основе лечебной физкультуры. В новом учебном году работа по оздоровлению детей "не выходя из школы" продолжится. Если эксперимент удастся и состояние здоровья школьников улучшится хотя бы по некоторым параметрам, опыт будет распространен и в других школах республики.
"Результаты медицинских исследований повергли меня в шок"
Несколько лет назад, когда директор школы 52 Лидия Ганиева ознакомилась с результатами медицинских исследований состояния здоровья школьников, она ужаснулась: в школах почти нет здоровых детей. Эта проблема настолько потрясла Лидию Алискеровну, что она решила: нужно срочно что-то предпринимать.
— Тогда мы написали программу "Школа здоровья и развития", — рассказывает Лидия Ганиева, директор школы 52. — В школьную программу мы включили часы валиологии, то есть "познай себя", стали больше внимания уделять спортивной работе с детьми. На порыве энтузиазма мы начали проводить различные мероприятия, посвященные здоровому образу жизни. Вскоре стало ясно, что одними лишь лекциями делу не поможешь. Но то, что об этом начали говорить — это уже стало прорывом, поскольку начать оздоровление детей можно, лишь смотивировав их быть здоровым.
На протяжении пяти лет учителя школы говорили с учениками о здоровье. И все это время директор школы пыталась довести до чиновников идею: если за здоровье детей не взяться всерьез, то ни о каком будущем нельзя говорить вообще. Усилия оказались ненапрасными. В 2004 году школа 52 была включена в программу Года здоровья, объявленного в нашей республике, были выделены деньги и начался уникальный эксперимент, который проводился совместно с Центром профилактики.
— Во время зимних каникул наши учителя прошли масштабную медицинскую подготовку на базе Центра профилактики, — рассказывает Лидия Ганиева, — мы прослушали курсы окулистов, психиатров, невропатологов и многих других специалистов. Чтобы начать оздоравливать детей "не выходя из школы", мы должны были знать все об их здоровье. После мы прошли курсы лечебной физкультуры для того, чтобы внедрить в школе динамические паузы и переменки. Затем пошла учеба родителей. Причем перед ними выступали не только классические врачи, но и лекари тибетской медицины.
После начался масштабный медицинский осмотр детей врачами Центра, который подтвердил данные ранее проведенных исследований — полностью здоровых детей в школе можно пересчитать по пальцам. Среди заболеваний лидировали заболевания желудочно-кишечного тракта, тонзиллит, у многих ребят проблемы со зрением, увеличена щитовидная железа, сколиоз, и абсолютно у каждого ребенка были больные зубы. По результатам масштабного осмотра началось столь же масштабное лечение детей.
Школьники лечатся даже на переменах
Первым делом было решено провести профилактику йододефицита: каждый вторник каждый ребенок в школе 52 стал получать йодомарин. Затем работниками Центра профилактики на базе школы был развернут настоящий медицинский лагерь для лечения самых распространенных заболеваний — лор-специалисты провели курс санаций и физиолечения 60 детей, страдающих тонзиллитом. 120 детишек прошли по 10 сеансов массажа, все дети прошли стоматологическое лечение. Так же родителям были даны рекомендации по улучшению здоровья каждого ребенка.
— Как только началось реальное лечение детей, я поверила, что программа работает, — рассказывает Лидия Ганиева, — и нам захотелось сделать больше. !!! В каждом классе мы повесили таблицы для проверки зрения, чтобы ребенок в любой момент мог сам проверить свое зрение. У каждого классного руководителя появилась папка здоровья, в которой отражены данные по здоровью учеников и приведены различные рекомендации по ведению здорового образа жизни. !!! Для девочек старших классов мы организовали занятия аэробикой. Ввели дополнительный урок физкультуры и динамическую переменку.
После третьего урока все ученики школы выходят в холл и 10 минут занимаются лечебной гимнастикой, включающей в себя упражнения для глаз, позвоночника, рук, ног. Переменку проводят учителя, владеющие навыками ЛФК и никто, даже директор школы, в это время не сидит.
— Я сама лично подаю пример ребятам во время динамической переменки, выхожу из своего кабинета. Конечно, бывает, что старшеклассницы не хотят делать некоторые упражнения, — рассказывает Лидия Ганиева, — тогда я им говорю: "Вы хотите быть красивыми и стройными, как Клаудия Шиффер? Тогда вы должны делать это упражнение!". И девочки прислушиваются. Конечно, здоровье учеников это не только лечение, гимнастика, но и микроклимат в школе.
Его тоже попытались создать в школе: хорошее освещение, тепло, зимний сад, украшенные холлы — все сделано для того, чтобы ребенок шел в школу с удовольствием. Даже цветовая гамма в каждом классе подобрана с учетом нового направления в психологии — цветотерапии. Сейчас директор школы мечтает о том, чтобы в школе появился радиоузел и во время переменок здание учебного учреждения наполняла приятная релаксирующая музыка, а во время динамических переменок — энергичная и бодрая.
В этом учебном году работа по оздоровлению школьников продолжится. Начиная с 1 сентября два раза в день ребята будут пить травяные отвары, подготовленные специально для детишек Центром тибетской медицины. Будет проведен ряд мероприятий под общей идеей "Здоровье — это здорово!" и, конечно, свою работу по мотивации продолжат учителя.
— Хочется надеяться, что весь положительный опыт нашей программы пойдет в другие школы республики, — подводит итог Лидия Ганиева, — и хочется верить, что эта программа не разовая, что она будет продолжаться и впредь, поскольку здоровые дети — это счастливые дети, а это главное.
^