01.09.2004
Как уже рассказывала наша газета в одном из прошлых номеров, в приграничном к Кяхте монгольском поселке Алтан-Булак намечается строительство свободной экономической зоны. Планы у наших соседей поистине наполеоновские: возведение небоскребов, открытие аэропорта, цехов по сборке аппаратуры и так много всего другого, что на ум приходит другой населенный пункт, Нью-Васюки. Только в отличие от баек голодного Бендера здесь все намного реальнее. Алтан-Булак может стать аналогом Маньчжурии, Хэйхэ и других китайских городов, за несколько лет поднявшихся на другой стороне границы. А чем же может ответить наша страна? Оказывается, ответные действия предпринимаются. Хотя пока только на бумаге.
Российский сервис не может оставаться на прежнем уровне
Многие люди путают международный автомобильный пункт пропуска (МАПП) с Центром по его обслуживанию. МАПП в Кяхте был сдан в эксплуатацию в 2001 году, с тех пор в сутки пропуская чуть больше сотни автомобилей. Теперь там работают соответствующие службы: таможенная, пограничная, ветеринарная. Через год сопредельная сторона в Алтан-Булаке открыла свой пункт. Автопереход, пусть медленно, но верно, начал деятельность. До его открытия граждане третьих стран не могли свободно проехать на машинах. Немецкие туристы вынуждены были загружать свои автомобили на железнодорожные платформы на ст. Наушки, а сами проезжали пассажирами. Грузинские и белорусские бизнесмены оставляли машины в Кяхте, сажали в них местного человека, который добирался до Монголии. Несколько лет назад подобные неудобства закончились. Как рассказал первый заместитель министра экономразвития РБ Анатолий Лехотинов, на данный момент проблема заключается в том, что отсутствует хоть какая-нибудь инфраструктура в плане сервиса. Люди, пересекающие границу с той и другой сторон, на российской части пока видят единственную закусочную. Нет пункта обмена валюты, нормально функционирующего санузла. Туристы и бизнесмены в ожидании "добра" от таможни сидят пока в чистом поле. Какие мысли их одолевают в это время, догадаться нетрудно. Поэтому перед российскими властями сейчас стоит задача построить полноценный комплекс, который должен состоять из магазинов, банка, гостиницы, пункта современной связи, аптеки, станции техобслуживания и другого. Планируемое должно разместится на площади в 9 га. Один квадратный метр сейчас стоит 22 рубля. По крайней мере, такую цену платит одинокая закусочная. С введением в строй Центра по обслуживанию МАПП сумма аренды должна вырасти на порядок. Вообще, первоначально такой центр присутствовал в планах Таможенного комитета России, но ведомство оставило этот вопрос на потом. К сожалению, сейчас таможня вовсе отошла от нее. Но граница, как лицо государства, не может оставаться в нынешнем неприглядном виде. По словам главы Кяхтинского района Валерия Цыремпилова, подготовлена проектно-сметная документация, разработанная совместно с "Бурятгражданпроектом". Цена комплекса сейчас составляет примерно 700 миллионов рублей. Бюджетные деньги на это выделяться не будут. Выручить должны частные инвестиции. Строительство должно вестись в одном ключе, в одном архитектурном направлении, чтобы не было неказистых вагончиков или брусовых амбаров. Валерий Жамсуевич возлагает большие надежды на возрождение былой славы купеческого города с открытием Центра по обслуживанию МАПП. Особо предприимчивые кяхтинцы уже заняли участки на приграничной зоне, надеясь на то, что со временем втридорога продадут их или же получат нехилые компенсации.
У них будет город-сад
Монгольская сторона уже отвела пятьсот гектаров земли под зону свободной торговли. Планы у нее в хорошем смысле амбициозные: там, в степи, должны вырасти небоскребы. Намечается даже открытие аэропорта. В марте они объявили тендер, до начала мая он должен был выявить генерального инвестора "Алтан-Булака". Преимущество у них в том, что есть законы, мощно и, что немаловажно, оперативно стимулирующие приграничную деятельность. Согласно ним, инвесторам предвидятся на 10—15 лет различные налоговые послабления. Взоры обратил в первую очередь Китай, виды имеют японцы и корейцы. В монгольском конкурсе участвовало около тридцати компаний из стран Юго-Восточной Азии. Но пока окончательный выбор не сделан, поскольку вмешалась политика — ситуация в монгольском Хурале сейчас довольно интересная, когда демократы и коммунисты набрали одинаковое количество голосов. Поэтому принятие важных политических решений влечет за собой бурные дебаты. Если в скором времени вопрос с генеральным инвестором решится, то строительство начнется сразу же. Предполагается, что в первое время там заработают огромные склады с китайским товаром. В Алтан-Булаке цены будут сравнимы с маньчжурскими, поэтому прогнозируется немалый приток сибирских челноков. Для них азиатские страны станут гораздо ближе. Монгольская сторона для большего стимула готова даже пускать к себе без визы, достаточно будет предъявить загранпаспорт. Затем планомерно будут построены производственные помещения для переработки сырья, сборки сложной бытовой техники и компьютеров. В общем, Нью-Васюки на пятистах гектарах.
В погоню
Если эта идея благополучно воплотится в жизнь, то россияне просто вынуждены будут принимать ответные меры по благоустройству своего участка. Оптимизма не добавляет то, что пункт пропуска на сегодня загружен едва ли на треть. При возможности пропускать 350 автомобилей реально проходит чуть больше сотни машин, говорит Анатолий Лехотинов. Часть грузопотока с лесом, запчастями и ГСМ идет через станцию Наушки. Поэтому переходу и вокруг него должно уделяться огромное внимание.
Сейчас в Монголии строится железная дорога в южном направлении Улан-Батор — Замын Yyд. Это значит, бурно развивающийся Китай становится еще ближе. В связи с этим Кяхта рано или поздно обрастет гостиницами, ресторанами, пунктами автосервиса и многим другим. Ряд улан-удэнских фирм уже проявили интерес к участию в строительстве Центра. Вопрос только во времени. Хотелось бы поскорее.
^