23.11.2011
Сдала в химчистку утепленный плащ с капюшоном. На ярлычке одежды не было маркировки, говорящей о том, как ее правильно чистить. Я обратила на это внимание приемщицы, которая ничего не сказала и не предупредила о последствиях химчистки. Придя за плащом, я обнаружила, что он сильно усел. Технолог химчистки сказал, что, раз вещь сдавалась без маркировки, никакой ответственности они не несут. Так ли это на самом деле?
С уважением, А.В. Антоненко.
Сдала в химчистку утепленный плащ с капюшоном. На ярлычке одежды не было маркировки, говорящей о том, как ее правильно чистить. Я обратила на это внимание приемщицы, которая ничего не сказала и не предупредила о последствиях химчистки. Придя за плащом, я обнаружила, что он сильно усел. Технолог химчистки сказал, что, раз вещь сдавалась без маркировки, никакой ответственности они не несут. Так ли это на самом деле?
С уважением, А.В. Антоненко.

Письмо читательницы любезно согласился прокомментировать специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по РБ И.С. Манжеев.

- Нет, не так. Согласно п. 18 Правил бытового обслуживания населения, при отсутствии на изделии маркировки исполнитель должен согласовать с потребителем способ чистки. Если таких сведений в квитанции нет, химчистка несет ответственность в соответствии со ст. 35 Закона РФ «О защите прав потребителей». В ней сказано: если работа выполняется полностью или частично из материала (с вещью) потребителя, исполнитель отвечает за сохранность этого материала (вещи) и правильное ее использование. Исполнитель обязан предупредить потребителя о непригодности или недоброкачественности переданного потребителем материала (вещи). В случае полной или частичной утраты (повреждения) вещи, принятой от потребителя, исполнитель обязан в трехдневный срок заменить ее однородной вещью аналогичного качества, а при отсутствии однородной вещи аналогичного качества – возместить потребителю двукратную цену утраченной (поврежденной) вещи, а также расходы, понесенные потребителем.

В чем разница между экспертизой и проверкой качества товара?

Никак не могу взять в толк. При ситуации, когда человек покупает некачественный товар, что надо делать? Проводить экспертизу? Проводить проверку качества товара? В чем разница? Или это одно и то же, и кто оплачивает эту работу?

В «Центре гигиены и эпидемиологии в Республике Бурятия» нам дали следующее разъяснение. Оказывается, проверка качества товара включает два этапа: непосредственно проверку качества и экспертизу.

Разница лишь в том, что проверка качества товара осуществляется силами магазина, она бесплатна для потребителя. Во время проверки качества выявляются имеющиеся в товаре недостатки и причины их возникновения. Если в результате проверки качества товара обнаружено, что недостатки товара возникли после его передачи покупателю вследствие нарушения установленных правил использования, хранения и транспортировки либо действий третьих лиц или непреодолимой силы, то в бесплатном ремонте следует отказать. В случае, когда потребитель не согласен с выводами, сделанными в результате проверки, т.е. возник спор о причинах возникновения недостатков в товаре, то магазин обязан провести его экспертизу.

Экспертиза - это исследование каких-либо вопросов, решение которых требует специальных знаний, с предоставлением мотивированного заключения. Первоначально экспертизу оплачивает магазин. Экспертиза товара проводится, как правило, специальными организациями и является дополнительной проверкой качества товара с привлечением специалистов. Если в результате экспертизы подтверждаются выводы, сделанные при проверке качества товара, то покупатель обязан возместить магазину расходы по проведению экспертизы, а также связанные с ее проведением затраты на хранение и транспортировку товара. В случае несогласия с выводами экспертизы покупатель вправе оспорить ее в судебном порядке.
Более подробную информацию предлагаем вам узнать по телефону: 41-51-45.

Как бороться с банками за свои права?

В чем именно юристы усматривают нарушения и что делать, чтобы восстановить справедливость!? При получении кредита банк открывает заемщику так называемый ссудный счет, и за его открытие и (или) обслуживание может брать очень ощутимую сумму. Причем, заемщика предупреждают, что если он не согласится добровольно на такие условия, и не подтвердит свое согласие документально, то кредита ему не видать. Те, кому очень нужен кредит, соглашаются на это «добровольно-принудительное» взимание денег. При этом подобным «ссудным счетом» потребители даже не могут пользоваться как обычным. Слышал, что сейчас многие юристы с легкостью доказывают нарушения банками Закона о защите прав потребителей. Действительно ли можно бороться с таким положением дел? И для чего вообще банкам нужен этот ссудный счет?
С уважением, Н.П. Сергечев.

В Управлении Роспотребнадзора по РБ нам дали подробную рекомендацию на этот счет. Для начала скажем, что бороться с таким положением дел можно и нужно.

- В статье 5 п.2 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» отмечается, что размещение привлеченных банком денежных средств в виде кредитов осуществляется банковскими организациями от своего имени и за свой счет. Отсюда вытекает, что ссудный счет - это счет банка, и он нужен ему для отслеживания состояния дел по вашему кредиту. То есть для бухучета. И оплачивать его открытие, а также содержать его обслуживание - не ваша обязанность. В реальной жизни заемщику выдается договор, который обязывает его внести платеж за обслуживание ссудного счета не позднее даты выдачи кредита.

Получается, что предоставление кредита обуславливается предоплатой другой услуги. Такое положение дел противоречит не только закону «О банках и банковской деятельности», но и Закону «О защите прав потребителей». Его статья 16 п. 2 запрещает приобретение одних услуг с условием обязательного приобретения других услуг.

Алгоритм отстаивания своих прав таков. Сначала в адрес банка отсылается письменная претензия. В ней вы предлагаете банку добровольно изменить договор и исключить из него условия о взимании платы за открытие (обслуживание) ссудного счета и вернуть уплаченные вами за это деньги. Один экземпляр претензии вы направляете руководителю банка, на втором экземпляре, который остается у вас, делается отметка о вручении. После получения ответа на претензию вы действуете, исходя из его содержания. Если банк не возражает вернуть вам деньги добровольно -- на этом ваша проблема решена. Если он с вашей претензией не согласен, например, вам отвечают, что вы добровольно согласились на такие условия, а значит, возмущаться нечему, то вы идете с заявлением в суд.

Налоговики не выдают ИНН из-за долга. Что делать?

В связи со сменой фамилии обратилась в налоговые органы, чтобы мне выдали новый документ - ИНН. В назначенное время пришла в инспекцию, но там меня ждало неожиданное заявление. Мне было сказано, что у меня имеется долг по транспортному и имущественному налогам, и поэтому, пока я их не оплачу, ИНН мне на руки не выдадут. Я бы и не против заплатить, но дело в том, что машина, которая числится на мне, давно продана, причем бывшим супругом. А отвечать теперь приходится мне! Подскажите, как найти выход из ситуации?
С уважением, Р.Д. Галясова.  

Ответ, который мы получили у адвоката Андрея Сокова, сводится к тому, что налоговые органы не имеют права заниматься подобным самоуправством.

- На такие действия налоговиков можно отреагировать так. Вы должны составить претензию на имя начальника налоговой инспекции, в которой должны описать суть вопроса. Опираться вы можете на ст. 46 Конституции РФ.  Вообще, в данной ситуации действия сотрудника налоговой инспекции являются нелегитимными и лежат за пределами границ требований закона, поскольку закон никоим образом не связывает наличие задолженности по налогам и выдачу ИНН. Более того, невыдача ИНН препятствует реализации как прав, так и обязанностей гражданина -- невозможно надлежащим образом заполнить платежные документы по уплате налогов и сборов. Кроме того, нарушаются трудовые права при заключении трудового соглашения. В том случае, если налоговики отклонят вашу претензию, пишите жалобу в суд по месту жительства или в прокуратуру.

^