16.11.2011
С первого января 2012 года в Бурятии пиво перестанут продавать в киосках и ночью. Местные производители подсчитывают потерянные доходы. Торговля готовится к банкротству целого сегмента рынка.
С первого января 2012 года в Бурятии пиво перестанут продавать в киосках и ночью. Местные производители подсчитывают потерянные доходы. Торговля готовится к банкротству целого сегмента рынка.

Запрет на бизнес

Столь кардинальный законопроект был принят восьмого ноября на 24- й сессии Народного Хурала. Теперь пиво, даже трехпроцентной крепости, приравнено к крепким алкогольным напиткам. Потому вводятся жесткие запретительные меры, касающиеся его продажи. Так, с первого января 2012 года введен запрет на его продажу с 23 до восьми часов.

— Сейчас пиво продается в киосках, которые расположены в местах массового скопления людей, остановках, автовокзалах, железнодорожных вокзалах, аэропортах, культурно-спортивных комплексах. В 2012 году будет разрешена продажа пива только в стационарных помещениях, — сообщил на пресс-конференции после сессии Хурала председатель Комитета по земельным вопросам, аграрной политике и потребительскому рынку Владимир Павлов.

В сельских районах к таковым относятся магазины и торговые точки площадью не менее 25 квадратных метров. В городах пиво будет продаваться только в помещениях площадью не менее 50 квадратных метров.

Официальная причина местной законодательной инициативы — "приведение республиканского законодательства в соответствие с федеральным". Дескать, Госдума России приняла закон об ужесточении госрегулирования алкогольной отрасли еще в июле.

Федеральный закон добрее

Несмотря на этот аргумент, решение местных депутатов не выглядит толковым. Или же хуральцы откровенно лукавят всем составом. Дело в том, что принятый прошлым летом федеральный законопроект предусматривает считать пиво алкоголем с 1 июля 2012 года. А в киосках его запрещено будет продавать, по федеральному законодательству, только с 1 января 2013 года.

Несмотря на эти очевидные даты, инициаторы закона и депутаты в Бурятии все-таки решили поторопиться. И вводят запретительные меры на целый год раньше — 1 января 2012. Причем буквально за полтора месяца до вступления закона в силу. С предпринимательством — частью населения, за здоровье которого так активно борется власть, естественно, не посоветовались, мнения не спросили.

Это уже не первый случай, когда, стараясь отличиться, местное законодательство бежит впереди всей страны. Но в данном случае инициатива затрагивает достаточно большое количество народа. Причем, не только потребляющего пиво.

Только в Улан-Удэ сотни киосков и павильонов. Еще больше магазинов шаговой доступности с малой площадью — в жилых домах, например. Все они гурьбой могут смело начинать готовиться к худшему, ведь продажа пива составляет львиную долю их выручки. В киосках то же самое — доля продажи пива от остального ассортимента составляет явно более 50 процентов. На жвачке, шоколаде и газировке киоск рентабельным не бывает.

В каждой торговой точке трудятся по нескольку человек. Умножаем на сотни киосков, павильонов и мелких магазинов — тысячи человек в Бурятии вместе с семьями печально или со страхом ждут Нового года. Риск оказаться уволенным или сокращенным налицо.

Никто не против борьбы с алкоголизмом. Но дать возможность бизнесу в Бурятии адаптироваться к новому законодательству, оптимизировать и диверсифицировать свой ларечный или магазинный бизнес — это можно было бы сделать. Ровно в рамках федерального законодательства. Предложив родному населению такие же сроки вступления в силу норм закона, как и по всей стране.

Вместо этого бизнесмены в Хурале промолчали — там мелких ларечников нет, муниципалитетам и поселениям, видимо, не нужны налоги с объектов малого предпринимательства — от них тоже тишина. И вообще они в ларьках и павильонах не отовариваются. Зато получилась безукоризненная защита населения от зеленого змия — красиво ведь.

Производителей ждут убытки

Теперь что касается производства пива, ведь в Бурятии оно тоже есть. Там прогнозируют 15-процентное сокращение объемов продаж. Мелкие магазины и павильоны скоро не смогут продавать пиво на розлив в кегах. А на увеличение объемов продаж в торговых сетях или кафе с ресторанами производственники особо не рассчитывают. Каждый сегмент торговли обслуживал совершенно разные ниши потребителей. Студенты и люди с минимальными доходами не пойдут в далекую торговую сеть за литром пива.

Между тем, стоит прогнозировать "несимметричные" действия со стороны малого и среднего предпринимательства. Павильоны, добавив пару столиков, начнут переименовываться в "закусочные", которым можно продавать пиво. Мелкие магазины станут реально (за счет подсобных помещений) или только по бумагам (радуя чиновников неформальностью отношений) расширять свои торговые площади.

Это, конечно, не настолько чудно, как в других регионах, — там ночью водку не продают, ее жаждущим законопослушно отдают "взаймы". Но в Улан-Удэ массовая смена вывесок и изменение интерьеров может сильно удивить горожан. Что касается просто киосков, то им грозит полное вымирание.    

Виктор Золотарев, "Номер один".
^