07.12.2011
Неожиданно, как всегда, грянули морозы. Мало кто из автовладельцев постоянно проверяет состояние отопительной системы автомобиля. Ударил мороз — включаем печку, и вдруг выясняется, что она нынче плохо греет. Давайте разберемся, почему не греет печка в автомобиле и как предотвратить ее поломку.
Неожиданно, как всегда, грянули морозы. Мало кто из автовладельцев постоянно проверяет состояние отопительной системы автомобиля. Ударил мороз — включаем печку, и вдруг выясняется, что она нынче плохо греет. Давайте разберемся, почему не греет печка в автомобиле и как предотвратить ее поломку.

Первостепенная вещь

Система отопления — так еще называют печку — при нашем климате — вещь первостепенной важности. Зимой она не просто работает на обогрев салона автомобиля, а еще и оберегает здоровье водителя и пассажиров. Если ваша машина новенькая, то проблемы отопителя вас не беспокоят. Но если вашему железному другу уже немало лет и пробег его достаточно большой, то отопители непременно начинают барахлить, а иногда и напрочь выходить из строя.

Система отопления автомобиля работает по принципу жидкостного охлаждения. Конструкция автомобильной печки состоит из радиатора, патрубков для циркуляции охлаждающей жидкости, устройства для регулирования потока жидкости, управляющих воздушных заслонок, воздуховодов, электровентилятора. Если система не имеет повреждений, то воздушный поток беспрепятственно проходит по системе.

Чаще всего в автомобиле не греет печка из-за завоздушивания системы охлаждения или неисправности сопутствующих узлов: радиатора или термостата.

Причиной поломки или нестабильной работы отопительной системы может послужить отсутствие или сильное загрязнение салонного фильтра. А при попадании грязи в радиатор происходит процесс разложения, что может привести к проникновению неприятного запаха в салон автомобиля. Не поступит поток горячего воздуха в случае, если радиатор забит попавшими на него насекомыми, листьями, пылью и пухом.

Также к неэффективной работе автомобильной печки может привести несвоевременная замена антифриза. Использование некачественного антифриза (дешевого тосола) может привести к выходу из строя термостата, так как радиатор при этом будет забиваться изнутри.

Это наиболее частые причины нестабильного функционирования печки. Бывают случаи, когда причиной некачественной работы печки является разрушение или сбой в работе радиаторной заслонки, которая призвана прикрывать идущий через радиатор воздушный поток.

Пока холод не грянет

Как правило, система отопления не вызывает нашего пристального внимания, пока в салоне обеспечивается необходимый климатический режим. Чем старше ваш автомобиль, чем больше его пробег, тем больше внимания необходимо уделять системе отопления, вовремя проводить диагностические и профилактические мероприятия. Это касается владельцев как отечественных, так и импортных автомобилей.

Больших проблем с ремонтом отопительной системы, как правило, не возникает. Иногда достаточно просто разобрать и почистить рабочие части от загрязнений. Нередко выходит из строя электрический мотор (в этом случае печка не будет "гудеть"), его ремонт занимает полдня работы у электрика.

Чтобы отопительная система работала стабильно, необходимо своевременно проводить профилактические мероприятия. Весьма полезно следить за качеством и уровнем антифриза. При замене антифриза на СТО вам также произведут промывку всей системы охлаждения.

Чтобы проверить готовность системы к отопительному сезону самостоятельно, необходимо прогреть двигатель. Затем убедиться в герметичности радиатора и работоспособности вентилятора на всех скоростях. Нелишне проверить состояние салонного фильтра. После летнего использования их нередко приходится менять. Также проверьте работу электровентилятора. Его включение должно происходить без промедления. Работа его должна осуществляться на всех режимах, без наличия посторонних шумов. Поток воздуха должен поступать и в неподвижном автомобиле.

Норматив по прогреву

При наличии в автомобиле системы климат-контроля (имеет температурные датчики и двухзонный контроль потока воздуха) отопительная система имеет более сложную конструкцию. Это происходит за счет установки второго радиатора и кондиционера.

Система отопления считается исправной, если при температуре на улице —25 градусов через 10—15 минут работы двигателя температура в нижней части салона поднимается до +16 градусов С, а в верхней его части — до +10 градусов С. Наличие такого температурного перепада не вызывает перегрева головы водителя, что было бы весьма некстати. Температура в районе задних сидений автомобиля должна составлять порядка +15 градусов С.

Как и любой другой узел, печка в автомобиле требует к себе должного внимания и своевременного ремонта и профилактики. И чем взрослее становится ваша "ласточка", тем тщательнее становится ее подготовка к зимнему сезону. Даже волшебная самоходная печь Емели из сказки требовала обслуживания вроде чистки колодцев и дымохода! Автомобильный же отопитель куда сложнее.

Ольга Кокорина, для "Номер один".
^