14.12.2011
Поскольку сейчас немало новоявленных автовладельцев, многие из них сталкиваются с таким вопросом, как поиск запчастей. И если с расходниками (свечи, фильтры, ремни и пр.) еще более или менее понятно и доступно — для большинства моделей все нужное продает каждый магазин и павильончик, то с более крупными узлами возникают сложности. В этой статье мы решили обобщить опыт бывалых автовладельцев и поделиться им с неопытными коллегами.
Поскольку сейчас немало новоявленных автовладельцев, многие из них сталкиваются с таким вопросом, как поиск запчастей. И если с расходниками (свечи, фильтры, ремни и пр.) еще более или менее понятно и доступно — для большинства моделей все нужное продает каждый магазин и павильончик, то с более крупными узлами возникают сложности. В этой статье мы решили обобщить опыт бывалых автовладельцев и поделиться им с неопытными коллегами.

С нуля

Некоторые запасные части нужно покупать исключительно новые. Это вся подвеска: амортизационные стойки, рычаги, шаровые опоры и "резинки", то есть сайлент-блоки, пыльники... Сразу предупредим: не рекомендуем прокачивать стойки, ибо состояния новых им все равно не достичь и контроль над машиной в опасной ситуации именно из-за плохо работающего амортизатора может подвести. А зимой, когда скользко и страшно бывает даже на нормальной подвеске, от автомобиля требуется полная отдача, на которую он способен, только будучи совершенно здоровым. По причине малого ресурса не стоит и восстанавливать шаровые опоры.

Радиаторы тоже покупаются новыми. Потому что эти штуки имеют скверную привычку засоряться в процессе нелегкой жизни. Таковой ее делают тосол (разработанный для слабосильных "Жигулей" прошлого века), грязный антифриз (осадок, накипь забивают каналы). Ну и наружное загрязнение тоже вносит свою лепту.

Если в наличии нужных вам наименований нет — а такова участь владельцев "Мазд" и "Мицубиси", а также еврокаров и старых машин — то вам прямая дорога в стол заказов. Так можно назвать компании, поставляющие запчасти "по заявкам слушателей", то есть пользователей. Их несколько, крупнейшим и известнейшим является "Экзист". Конечно, не совсем удобно разобрать машину, обежать все точки и обнаружить, что именно для вашего авто ни в одном магазине нет шаровой опоры верхнего рычага! Но таковы продавцы во всем мире: они рады предлагать клиентам и имеют в наличии только то, что продастся быстро, то есть товар ходовой. Поэтому нужную вам деталь придется заказывать. Минимальный срок — пять дней. Максимальный — около месяца.

При заказе запчасти вам понадобится полный номер кузова (у праворуких) или VIN (леворукие). Он нужен для подробной и точной идентификации вашего автомобиля — год выпуска, какой мотор и коробка, какие тормоза и т.п. Потому что тормозные колодки, или амортизаторы, или сальники могут отличаться на одну и ту же модель — в зависимости от мотора, трансмиссии и т.п. Так что берите с собой документы от машины. При заказе товара оплату берут сразу. Это может быть полная стоимость (в "Экзисте"), а может быть 80 %.

Последнее замечание: цена под заказ может сильно отличаться от той, что была (или была бы) в наличии. В меньшую сторону, друзья. Так, амортизаторы для внедорожника 90-го года выпуска стоят (ну или лежат) в магазинах от 2500 до 3000 рублей за штуку, а "Экзист" привезет их за 1700.

После "японца"

А еще есть запчасти и агрегаты контрактные — то есть "ходившие" на какой-то машине в Японии. Есть еще разборочные — то есть снятые с разбитых автомобилей с пробегом по России.

Кузовные части, конечно, хороши смолоду, то есть новые. Их можно узнать по черному заводскому грунту — они некрашеные, девственно ровные, и при благородном происхождении (не дешевая китайская поделка) крыло или бампер встанут на место побитых как родные. Однако при кузовном ремонте в первую очередь покупают оптику — по ней выставляется вся "морда" или корма автомобиля, а затем уже регулируются зазоры.

Оптика бывает трех видов. Дешевая китайская, более приличная тайваньская и оригинальная родная. Китайскую вы можете купить по смешной цене (это касается владельцев массовых тойотовских моделей), но она окажется на пяток миллиметров уже или длиннее нужного размера. Поэтому не выбрасывайте чеки и проверяйте, подойдет ли обновка машине. Тайваньская подороже, но качество ее вполне приемлемо. Есть даже альтернативы — например, красивая, более современная хрустальная фара для "Короны"-"бочки" или "Марка"-"самурая", у которых от природы оптика старого образца, то есть рифленая. Есть еще оригинал, то есть оптика или кузовщина с завода-производителя самой машины. Но тут минус — бешеные цены. Это если покупать новые.

Для крыла или капота износ некритичен (с целым металлом, не битым и с ненарушенным покрытием ничего не случается). Поэтому кузовщину можно покупать не новую. Ходила машина-донор по Японии или Бурятии — неважно. Разборка или контракт — без разницы. Кстати! Важное замечание: бывает, что крыло купить дешевле новое тайваньское/китайское, чем японское хоженое. Пример: переднее крыло для "Мицубиси-Галант" стоит 1200 руб. в первом случае и 2700 во втором. Крупнейшей компанией, которая продает запчасти по приятным ценам, в Улан-Удэ является "Автотрейд". Многие конторы покупают оптом всякое добро именно здесь. Правда, продавцы там не особо приветливые. Замучали их.

Теперь о том, что покупается только бывшее в употреблении. Это агрегаты. При цене нового мотора в сотню-другую тысяч рублей вы купите контрактный за 20—50 тысяч. Конечно, неизвестно, сколько он проходит и как его эксплуатировал прежний хозяин, да и гарантия минимальна — только на установку. То есть установили, запустили — работает, все, обязательства фирма-поставщик считает выполненными. Совет: обязательно поинтересуйтесь, сколько стоит ваш движок или коробка у разных продавцов! Цены по городу отличаются весьма сильно — до 50 %. Самые страшные цены у официальных дилеров.

Иркутск — рай автовладельца

Если у вас "Мазда", "Сузуки", "Субару или еще что малораспространенное, или вам нужен серьезный агрегат (мотор, КПП, раздатка), или мощный кузовной ремонт (полкузова, стекла на "Ниссан" или "Мицу") и т.п., в нашем городе вы, возможно, ничего не найдете. Но к счастью, по соседству есть чудный город Иркутск, в котором полно добра, невиданного для Улан-Удэ. Есть смысл подговорить своего товарища на каком-нибудь рессорном универсале и махнуть туда. Предварительно изучите карту Иркутска — там около 30 разборок с уже имеющимися запчастями и 87 фирм, которые возят контракт — у них тоже неплохой ассортимент.

Проблемы

К сожалению, некоторые фирмы могут вас подвести. Например, пообещать и не привезти нужную вам запчасть. Обещать привезти из Японии, потому что во Владивостоке нет, потом сказать, что, увы и ах, не смогут они помочь. А потом еще и свои деньги, внесенные авансом, вы будете добывать долго и нудно.

С некоторыми компаниями бывали конфликты и разбирательства, доходившие до суда. К счастью, таких вредных фирм немного, а скандальные случаи редки. Еще бывает, что могут привезти не совсем ту запчасть, несмотря на полностью указанный номер кузова/VIN. Или запчасть, но без шлангов или проводков. В общем, всякое бывает, но на то она и жизнь — а не малина!

Выводы:

— если машина часто хворает, запомните номер кузова наизусть (чтоб не таскать повсюду документы и не потерять их в прогулках по магазинам);

— сравнивайте цены и не покупайте в первом же месте — у владельцев магазинов разные размеры амбиций и накруток;

— при заказе запчастей поинтересуйтесь репутацией конторы у друзей-коллег-соседей или на форумах автолюбителей;

— храните чеки и квитанции на случай обмена или возврата некачественного товара;

— будьте оптимистом — все автомобили иногда ломаются и просят обновку. Если машина старая - это тем более закономерно. Если новая — обидно, конечно, но подумайте о том, что владелец старой тачки бегает за покупками куда чаще.

Ольга Кокорина, для "Номер один".
^