24.01.2012
Как пройти сквозь аварию с наименьшими потерями.

Как пройти сквозь аварию с наименьшими потерями.

Главный секрет правильного поведения сводится к одному: спокойствие, и только спокойствие. Конечно, это очень и очень непросто. Но только выдержка и обдуманные действия помогут вам минимизировать ущерб от уже случившегося.

Нужные звонки

Если вы стали участником ДТП, неважно, виноваты или потерпели, первым делом позвоните в дежурную часть ГИБДД (т. 553026, 553113), скорую (если нужно), а затем туда, куда вы так спешили, и объясните, что встречу придется перенести. Спешить станет некуда, и вам несколько полегчает. Нелишне позвонить хорошему знакомому, взрослому человеку и опытному автомобилисту. Попросите этого друга подъехать и поддержать вас морально. Если ситуация спорная и на первый взгляд неочевидно, кто виновник, позвоните адвокату. Телефончиком «дорожного адвоката» лучше, конечно, запастись заранее.

Еще нелишне иметь высококвалифицированных знакомых кузовщиков, которых тоже следует вызвать на место столкновения для быстрой оценки ущерба. Если авария несерьезная и виновник признает свои грехи, то воспользуйтесь «европротоколом». Это значит, что можно не вызывать ГИБДД при соблюдении нескольких условий. Если участников ДТП двое, оба застрахованы по ОСАГО, если нет пострадавших и сумма ущерба не превышает 25 тысяч рублей. То есть: поцарапали вы бамперы, есть небольшая вмятина на двери или разбилась фара - сумма ремонта не превысит этот порог. Не повезло только всяким «лексусам» и новеньким BMW - они исключения, ибо у дорогих премиальных автомобилей ложка краски может стоить тысячу долларов. Нормальные же граждане на обычных машинках могут преспокойно вызвать аварийного комиссара. Он оформит ДТП и сам соберет все справки. Аваркомы клянутся, что приезжают в течение 20 минут, а вот ГИБДД приходится ждать часами. Потому что сократили численность инспекторов, которых и так не хватало, а аварий много.

В общем, стукнулись вы - это не конец света. Если все целы и живы, обзвоните всех, кого нужно, и дышите глубже. До приезда ГИБДД или аварийного комиссара не позволяйте участникам ДТП передвигать транспортные средства, передвигать или убирать дорожные знаки. И не отпускайте второго участника, даже если он соглашается со своей виной и мамой клянется вам возместить ущерб позже. Он может возместить вам расходы на ремонт машины на месте - если сумма достаточна для оплаты ремонта (для чего и нужен кузовщик) и вправе потребовать от вас расписки, что вы претензий по данному случаю не имеете. Точно так же и вы, рассчитавшись за свой грешок, не отдавайте денег без расписки. Оставление места ДТП - вещь серьезная. А если есть пострадавшие, никуда не уезжайте и не пытайтесь расплатиться на месте. Это уже совсем другая история.

Не подписывайте, не читая

Остановимся еще вот на чем. Каждое ДТП имеет свои особенности и обстоятельства, поэтому заострим внимание автомобилистов на взаимоотношениях с инспектором ГИБДД. Если у вас нет адвоката, который профессионально вас прикроет, имейте в виду, что у вас, даже если виновник ДТП вы, есть законные права. За нарушение ПДД обычно привлекают к административной ответственности, потому напомним права в этой ситуации.

Объяснение, которое потребует написать инспектор, вы пишете самостоятельно, излагая события так, как вы их видите, а не под диктовку. Вы имеете право подписывать протокол и схему, внимательно с ними ознакомившись. Если вы с чем-то не согласны, тут же, на месте, вам необходимо изложить в протоколе свои замечания, объясняющие, что конкретно вас не устраивает в трактовке событий инспектором. Если у вашего происшествия есть свидетели, нужно заявить их сейчас, а не потом, на разборе, иначе они и их показания будут недействительны.

При осмотре транспортных средств проследите, чтобы инспектор сделал это внимательно. И предварительно, пока его ждете, оглядите свою машину сами. Важно: не поленитесь тщательно осмотреть всю машину - например, при ударе в бампер «уходят» со своего места даже крыло и дверь. Законы физики в действии - штука очень впечатляющая. В протоколе после осмотра машины и перечисления повреждений должна присутствовать фраза «возможны скрытые дефекты». И тогда их выявление позже, в более спокойной обстановке, позволит включить ремонт внутренних повреждений, невидимых при наружном осмотре, в стоимость ущерба, который будет взыскан с виновника.

Читая протокол и схему, проследите, чтобы написанное в полной мере соответствовало действительности — место наезда или столкновения указано на схеме правильно, отмечено состояние дорожного покрытия, наличие и состояние технических средств организации дорожного движения (светофоры, дорожные знаки, линии разметки), место и высота их расположения, наличие грязи, снега, луж (по возможности с размерами); наличие следов тормозного пути, а также предметов или фрагментов частей автомобиля, лежащих на месте ДТП, наличие уклона дороги, наличие дефектов дорожного покрытия, их параметры (высота или глубина, ширина, длина). Все замечания и дополнения должны быть занесены в протокол, причем если это отказывается сделать сотрудник ГИБДД, вам лучше самостоятельно внести свои замечания в протокол.

Ямы и кочки - это более важно, чем может показаться на первый взгляд. Потому что если размеры дефекта дорожного покрытия, ставшего причиной ДТП, превышают размеры, установленные ГОСТом, то ответственность за ДТП может быть возложена на дорожную службу.

При необходимости следует настоять на определении видимости на дороге и препятствий на ней, а также на проведении контрольного торможения транспортного средства. Настойчиво рекомендуется произвести фото-, видеосъемку места ДТП, положения транспортного средства, пострадавших пассажиров или пешеходов. Кстати, при ДТП водители направляются на медицинское освидетельствование. Процедура часто излишняя, но отказ от него чреват потерей права управления ТС!

Разбор в ГИБДД

Эта неприятная процедура, которая займет у всех много времени, светит в случае, если виновник не согласен. Поэтому гораздо лучше для всех участников, когда вина очевидна, признать ее и сэкономить время не только оппоненту, но и себе.

Разбор будет проводиться специальными сотрудниками ГИБДД на основании письменных объяснений участников ДТП, протокола и схемы. А если вас признали виновным в нарушении ПДД, но вы с этим не согласны? Тогда у вас есть право в течение 10 дней обратиться с жалобой в вышестоящую ГИБДД или в районный (городской) суд по месту своего жительства.

Вы можете быть согласны с признанием вас виновным, но считать стоимость восстановительного ремонта сильно завышенной. В этом случае вы имеете полное право произвести за свой счет независимую оценку и представить ее суду.

И еще пара нюансов о возмещении. Возместить ущерб виновник аварии может, и не дожидаясь суда, добровольно. Советуют сделать это в присутствии свидетелей и подтвердить распиской «ущерб в сумме … руб. возмещен мне полностью, претензий не имею».

Сложен вопрос о возмещении вреда при обоюдной вине участников. Вот что по этому поводу говорят юристы: «По сложившемуся в народе мнению, никто никому не должен. Это не совсем так. По общим правилам гражданского законодательства, вред возмещается лицом, причинившим вред. Таким образом, стороны обязаны возместить причиненный друг другу ущерб. Если ущерб, причиненный одному участнику, превышает ущерб, причиненный им самим, у него есть право на возмещение разницы. Пример: вы помяли чужую машину на 1000 руб., а ваш автомобиль пострадал на 10000. Вина обоюдная. Вам должны возместить 9000 руб. Здесь возможны варианты. Суд может, с учетом вины, тяжести и др., снизить эту самую разницу. Стороне, выигравшей судебный процесс, должны возместить расходы на адвоката, уплаченную госпошлину за подачу иска и другие судебные расходы».

Искренне желаем всем безаварийной езды.

Ольга Кокорина, для «Номер один
^