01.02.2012
Нормальные и ненормальные: где граница?

Фильм Дэвида Кроненберга «Опасный метод» многие ждали еще осенью, ведь в мировой прокат картина вышла 2 сентября 2011 года на 68-м Венецианском кинофестивале. В России прокат отложили до 26 января 2012 года. А в Бурятии и вовсе показать фильм решился лишь один кинотеатр, выделив для проката довольно неудобное время.
Нормальные и ненормальные: где граница?

Фильм Дэвида Кроненберга «Опасный метод» многие ждали еще осенью, ведь в мировой прокат картина вышла 2 сентября 2011 года на 68-м Венецианском кинофестивале. В России прокат отложили до 26 января 2012 года. А в Бурятии и вовсе показать фильм решился лишь один кинотеатр, выделив для проката довольно неудобное время.

Что ж, прокатчиков понять тоже можно: в «Опасном методе» нет стрелялок и спецэффектов, фильм не снят в популярном 3d, и даже красавица Кира Найтли в фильме большей частью больная и бледная. Однако хоть фильм и относят к интеллектуальному кино, снят он на вполне понятном языке.

Напомню, в центре внимания экранизации книги Джона Керра A Most Dangerous Method - три выдающихся ученых-психоаналитика - Зигмунд Фрейд, Карл Густав Юнг и Сабина Шпильрейн. В фильме их играют Вигго Мортенсен, Майкл Фассбендер и Кира Найтли.
События, описываемые в «Опасном методе», посвящены отрывку из их жизни во время зарождения аналитической психологии. А основу аналитической психологии, отцом которой является Карл Густав Юнг, составляют разговоры, сновидения, фольклор и мифология. По этой причине некоторым фильм может показаться скучным, ведь он состоит практически из одних разговоров.

Именно разговорами Карл Юнг лечит своих пациентов. В ходе этих разговоров происходит взаимопроникновение «нормальных» и «ненормальных». Граница между ними довольно условна. Например, слабоумный Отто Гросс (Венсан Кассель) произносит циничные вещи, которые, однако, отражают реальность, и признать которые добропорядочным врачам сложно ввиду рамок благовоспитанности. Сам Юнг говорит, что так он больше узнает о самом себе.

Говорят герои и о своих сновидениях. Фрейд считал, что сновидения являются «зашифрованными сообщениями».
Мало кто знает, что развитию научных теорий Фрейда и Юнга способствовала женщина. И здесь теория Фрейда о том, что в основе всего лежит секс, оправдывает себя полностью. Сабина Шпильрейн - психически больная пациентка Юнга, которая впоследствии сама стала психоаналитиком, причем, выдающимся психоаналитиком.

Садист и мазохистка или мазохист и садистка - история их романа довольно неоднозначна. А порнографические картины проявления их наклонностей - новый опыт для кинозрителей. У некоторых зрителей, в особенности у мужской половины, они вызывали истерический смех. Интересно, как бы это прокомментировал Фрейд…

Впрочем, в фильме не обошлось и без юмора: «Фрейд объясняет все сексом, может быть, потому, что ему самому не хватает его».
Так или иначе, но фильм полезно посмотреть хотя бы для того, чтобы расширить представление об ученых, которые знакомы нам лишь по сухим учебникам.

Соня Матвеева, «Номер один».

^