22.09.2004
Кабанский район Бурятии, расположенный в наиболее благоприятном с географической и климатической точек зрения месте, одновременно с этим является по медико-демографическим характеристикам одним из самых депрессивных районов республики. Последние двадцать лет район занимает первое место по уровню смертности населения, где почти сорок процентов умерших составляют люди трудоспособного возраста. В восьмидесятые годы в Кабанском районе наблюдалась самая низкая младенческая смертность, а сегодня этот уровень превышает республиканские показатели.
По данным информационного фонда социальногигиенического мониторинга ЦГСЭН РБ, Кабанский район является лидером и по таким печальным показателям, как рост злокачественных новообразований, болезней костно-мышечной системы и кровообращения. За период с 1982 по 2004 год уровень заболеваемости в районе увеличился в четыре раза. В районе за последние десятилетия сложилась неблагоприятная экологическая обстановка. Сегодня в Кабанском районе работает 54 промышленных предприятия. По результатам инвентаризации выбросов, находящиеся в них канцерогены составляют 85% от выбросов всех остальных предприятий, расположенных в районах республики. Основными источниками загрязнения воздуха являются Селенгинский ЦКК и цементные заводы, расположенные в поселке Каменск и Селенгинск.
— Исследования по установлению уровня техногенного загрязнения территории, из-за отсутствия средств проводились отрывочно, в последний раз в 1992 году, — рассказала Любовь Макарова, заведующая отделом социально-гигиенического мониторинга ЦГСЭН республики, — однако анализ состояния атмосферного воздуха, почвы, снежного покрова, питьевой воды показал чрезвычайно высокую в тот период техногенную нагрузку на территорию поселка Каменск. Подсчитано, что на каждого человека в отдельности ежегодно приходилось 150 тонн вредных выбросов и отходов, максимальная пылевая нагрузка стала превышать фоновую в 200 раз.
Основной вклад (91% загрязнения атмосферы) был обусловлен выбросами тимлюйского цементного завода. Сегодня ситуация изменилась вследствие сокращения производства, но все-таки остается напряженной.
— Во время недавнего визита в Каменск, — вспоминает Любовь Владимировна, — мы наблюдали как происходил розжиг печи на одном из заводов: черный дым распространялся далеко за пределы санитарной зоны. Как объяснили на заводе, на время розжига в целях экономии оборудования отключают фильтры. Жалея оборудование, они совсем не берут в расчет легкие человека.
Очевидно, что нормативы предельно допустимых выбросов предприятий, утвержденные только по расчетам, без проведения лабораторных измерений загрязнения атмосферного воздуха, не обеспечивают безопасность населения. В связи с этим размеры ущерба здоровью населения от загрязнения воздуха могут быть значительны.
По словам заведующей отделом социально-гигиенического мониторинга ЦГСЭН РБ Любови Макаровой, сегодня существуют международные методики оценки риска здоровья населения от вредного воздействия факторов окружающей среды, позволяющие устанавливать источники такого воздействия и то, сколько конкретно вреда нанесло то или иное предприятие. Разрабатывается Федеральный Закон "Об оценке и управлению риском здоровью и возмещению ущерба от вредного влияния окружающей среды на здоровье населения". Кроме этого уже рассматриваются вопросы страхования от ущерба здоровью, которые будут базироваться на основе оценки риска, а так же страхования ответственности третьих лиц в случае, если здоровье ухудшилось из-за деятельности промышленных предприятий.
— К сожалению, пока этот механизм отработан слабо, — говорит Любовь Макарова, — в случае подачи пострадавшим иска, суд будет определять процент вклада предприятия в нанесенный здоровью человека ущерб, а это на сегодня определить сложно. Например, на Тимлюйском заводе лаборатория контроля не работает совсем, оборудования, имеющегося в Центре Госсанэпиднадзора также не хватает, чтобы предъявить объективные факты для судебного разбирательства. Проект республиканской программы "Социальный гигиенический мониторинг", разработанный согласно постановлению правительства России, и поддержанный республиканскими организациями, был призван решать эту проблему, но пока эта документация до конца не рассмотрена. Тем не менее специалисты санэпиднадзора активно работают в этом направлении.
^