29.09.2004
На прошлой неделе в Улан-Удэ побывал магаданский путешественник Сергей Чикачев. Он воплощает в жизнь грандиозный проект — путешествие автостопом вокруг света. Сколько времени займет всемирный автостоп, путешественник и сам толком не знает. Может случиться по-разному. В нашем городе он сделал остановку перед решительным броском на юг, в Монголию. Несколько дней, пока в консульстве Страны степей оформлялась виза, Сергей провел в Улан-Удэ в семье знакомых.
Вокруг света за черт знает сколько дней
30-летний путешественник участвует в кругосветке совсем один.
— Одному проще, — объясняет он. — Вот стоите вы вдвоем на трассе. Оба с огромными рюкзаками. Не каждый водитель остановится возле вас. Даже не потому, что боится посадить к себе двоих. Одному легче передвигаться. На двоих в машине может не хватить места. Сергей житель Магадана. Зарубежным автостопом занимается с 1996 года, хотя имеет профессию экономиста-маркетолога. Самый экстремальный маркетолог страны изъездил СНГ вдоль и поперек.
Генеральная репетиция кругосветки прошла в прошлом году. Тренировка включила в себя автостопный переход от Магадана до Москвы. Далее он добрался до столицы Грузии и, петляя по стране, пошел назад в Магадан. Путь составил свыше 25 тысяч км. За девять месяцев в пути Сергей Чикачев сменил более 330 машин, три попутных баржи и два вертолета, само собой, ни рубля не заплатив за подвоз. "Многие думают, что автостоп — это путешествие только на автомобилях. На самом деле это автогидроаэростоп. Проверка показала, что я хорошо готов к путешествию на длинные расстояния", — говорит гость Улан-Удэ. Теперь солнечный Магадан он увидит не скоро.
Настоящее путешествие по земному шару стартовало 13 августа. Оно закончится там же, где началось, в Магадане. Но от Магадана до Магадана лягут тысячи километров и десятки государственных границ. По грубым подсчетам, экспедиция займет минимум два года. Примерная длина пути составит не менее ста тысяч километров. При этом дважды будет пересечен экватор.
Место встречи — болото
Все необходимое в кругосветном путешествии Сергей несет с собой. Оказывается, человеку надо не так много. Дорожное хозяйство умещается в одном большом рюкзаке: палатка, спальный мешок, комплект одежды, карта, некоторые другие нужные вещи. Там же запас продуктов. Если впереди безлюдные места, то продукты занимают половину рюкзака. Когда путешественник шел от Усть-Неры до Хандыги (в самом начале пути), он загрузился продуктами под самую завязку. Заплечный мешок весил сорок пять килограммов. Когда на расстоянии 400—500 км нет ни одного населенного пункта, запас приходится как нельзя кстати. Там же автостопщик преодолел самый трудный участок — двадцать три километра болот.
Попутного вездехода не было, и путешественнику пришлось семь часов продираться сквозь болота пешком. В болоте россиянин повстречал знакомого американца, настоящего фанатика дороги. Они всегда сталкиваются в самых необычных местах. Нынче была их седьмая встреча, на сей раз в топях. Сергей Чикачев: "Он, представляете, двое суток проходил болото на велосипеде. Я попробовал поднять его велосипед. Увесистый, килограммов сорок. Да еще с прицепленной тележкой. Он сначала перенесет на сто метров велосипед, вернется, перенесет спальник, потом вернется за другими вещами".
Там же, на Севере, были и другие необычные случаи, Например, Сергей бесплатно проехал триста километров в такси. Таксист ехал забрать одного богатого северянина. Тот вызвал такси, чтобы доехать из небольшого поселка до областного центра. Расстояние между ними было 1100 км, а клиент заплатил за такси пятнадцать тысяч рублей.
Посол магаданского народа на самоокупаемости
У Сергей нет ни компаса, ни сотового, ни спутникового телефона, ни GPS. Из электроники — небольшая цифровая видеокамера, купленная на личные средства. В пути путешественник ведет своеобразный видеодневник. На сегодняшний день заснято два часа. Болота стали одним из первых сюжетов.
Сергей Чикачев подтянут и бодр. В школе он увлекался многими видами спорта от волейбола до вольной борьбы. Иначе "рюкзачок" далеко не утащишь. Перед "выходом в свет" автостопщик заключил договор с магаданской гостелерадиокомпанией. Цель экспедиции — изучение обычаев, традиций и быта народов мира, испытание возможностей человека и представление магаданской области. Так что автостопщик занимается народной дипломатией. Причем за свой счет. Магаданец не хочет зависеть от спонсоров. Тем более, что спонсоры забирают себе все материалы экспедиции. А автостопщик хочет распоряжаться ими самостоятельно.
Весь снятый материал автостопщик записывает на CD и отправляет почтой в ГТРК. Кроме того, наш герой пишет для репортажи для газет. За все это платят гонорар. Вскоре статьи Чикарева начнут печататься в одном английском журнале для туристов. Плюс свои накопления. В итоге денег хватает.
Бурятия — последний российский регион. Дальше сплошная заграница. В Улан-Баторе его уже ждут друзья. Получив китайскую визу, магаданец автостопом через пустыню Гоби попадет в КНР, доберется до Гонконга. Затем на очереди Тайвань, страны Индокитая, Индонезия, Австралия. Конечно, Сергей хочет посетить и Японию с Кореей. У него есть друзья и там. Но сейчас приближается зима, и, возможно, эти страны россиянин проедет после Австралии.
Язык мой — друг мой
У Сергея Чикачев есть друзья по всему миру. Он знает английский и искусственный язык эсперанто. "У меня установлены связи с эсперантистами более ста стран. Меня ждут в каждой стране. Что касается английского, в любой стране можно зайти в школу, вуз, и там есть учитель английского, который все объяснит, покажет", — говорит он. Странствуя по миру, словно ветер, магаданец никогда не останавливается в гостиницах. Только в домах местных жителей. В экспедициях можно получить много навыков.
Например, в Китае, куда он вскоре заедет автостопом через Гоби, его зовут не просто погостить, а преподавать русский язык одному пожилому китайцу. Китаец когда-то учил русский, и теперь хочет вспомнить. Питание, проживание, осмотр достопримечательностей хозяева берут на себя, плюс гонорар. Вдобавок ко всему, Сергею нашли сенсея, который может дать ему цикл уроков восточных единоборств. В итоге путешественник хочет провести в КНР минимум три месяца.
Сергей Чикачев:"До Индии я попытаюсь бесплатно доплыть гидростопом. Это очень сложно, но возможно. Некоторые мои знакомые сделали это. Затем Шри-Ланка (безвизовая для россиян), возможно, Непал — и на Ближний Восток. Если в Ирак и Афганистан не пустят, то буду ехать окольными путями".
Замысел магаданского Колумба поистине глобален. Зайдя в северную Африку, он доберется до ЮАР и попытается пересечь аэро- или гидростопом Атлантику, чтобы попасть в Южную Америку. Континент кофе и сериалов про любовь экстремал проедет снизу вверх. Если получится, то попробует проехать автостопом даже по Кубе. В цивилизованных США и Канаде проблем вообще быть не должно. А там рукой подать до Магадана.
Когда автостопщик вернется под крышу родного дома, он намерен написать книгу воспоминаний. Ему будет, что рассказать читателям. Сергей Чикачев, как он нам рассказал, придерживается православия, но всегда соблюдает обычаи земли, по которой идет. И покапает, и денежку оставит, и матерчатую ленточку повяжет. Наверное, поэтому духи ему покровительствуют. В странствиях с ним никогда не случалась беда. Пожелаем ему большой автостопной удачи.
^