29.02.2012
14 марта состоится премьера восстановленного спектакля «Жизель»
14 марта состоится премьера восстановленного спектакля «Жизель»

Для работы над этим спектаклем в Бурятский академический театр оперы и балета был приглашен немецкий хореограф Вильгельм Вандер. Вильгельм Вандер, или Вячеслав Мухамедов - один из успешных хореографов, чья творческая деятельность расписана на год вперед. У артиста два имен: одно официальное - немецкое и второе – от рождения -- полурусское, полуузбекское.

«Поволжские немцы были высланы в Казахстан, поэтому я родился там, - говорит Вячеслав Мухамедов. - Когда Советский Союз начал разваливаться, я эмигрировал в Германию, получил немецкий статус. Немец с немецким паспортом не может быть Славой Мухамедовым, и я взял имя дедушки и фамилию бабушки. А Вячеслав Мухамедов оставил как артистическое имя».

О Бурятском академическом театре оперы и балета хореограф был наслышан, но познакомился с коллективом только сейчас.
«Нас свели бывшие артисты театра Татьяна и Юрий Муруевы, - рассказывает Вячеслав Мухамедов. -- В первый раз нахожусь в Бурятии. Уже 10 дней. Надеюсь, останусь до дня премьеры».

Несмотря на то, что хореограф находится в Улан-Удэ вторую неделю, он пока успел посетить только центр города. С утра до позднего вечера Вячеслав вместе с балетной труппой усиленно репетируют.

«Времени нет даже купить продукты, - делится артист. - Хотелось бы, конечно, Иволгинский дацан посмотреть, нетленное тело Хамбо ламы Итигелова, на Байкале побывать».

Зато Вячеслав Мухамедов успел попробовать бурятскую кухню: «Кухня очень понравилась. Она похожа на нашу узбекскую кухню. Например, буузы напоминают наши манты, бухлер напоминает нашу шурпу. Много схожего. Я здесь чувствую себя хорошо и уютно. Даже лучше, чем в центральных городах, где люди погружены в свои жизненные проблемы. Здесь, наверное, все проще. Народ открытый, гостеприимный».

Немецкий хореограф отмечает некоторые проблемы, существующие в театре, относительно декораций, костюмов, которые хотелось бы обновить, но нет финансовых возможностей. Что касается артистов театра, то хореограф остался доволен: «Есть интересные артисты, ведущие солисты. Обучены хорошо. Я посмотрел «Тысячу и одну ночь», современные постановки канадского хореографа. Правда, после перерыва артисты находятся немного в запущенном состоянии, но, думаю, в день премьеры они будут приведены в нужную кондицию и с достоинством выйдут на сцену».

Для успешной деятельности театра Вячеслав Мухамедов отмечает необходимость хорошего репертуарного плана: «Репертуарный план - это довольно сложное явление в театре. Основная проблема здесь - финансирование. Но если начнутся новые постановки, если у балета будет свой репертуар, если будет танцевать 8-10 спектаклей в месяц, он будет в форме всегда».

Основная же проблема современного балетного искусства во всем мире - это постепенное запущение классических постановок.
«Хорошо, что в Бурятии есть такой театр с классическим репертуаром, что академический театр возобновляет «Жизель», - говорит хореограф. - В других театрах классический балет находится в запущенном состоянии, люди рвутся к западным постановкам, к модерну. А это явление пагубное, потому что основа всех больших театров должна быть классической, а потом уже все остальное - и модерн, и неоклассика».

Необходимо работать и со зрителем, в частности, активно привлекать молодежь. В одной из республиканских газет была описана ситуация, когда студенты уходили с оперы, объясняя уход непониманием того, что происходит на сцене.

Основную причину такого отношения к классическому искусству Вячеслав Мухамедов видит в низкой образованности современного поколения, которое привыкло в поп-музыке и Интернету:

«Перед тем как идти на спектакль, нужно хотя бы почитать, что это за спектакль, или в программках посмотреть содержание. Многое, конечно, зависит и от самого театра: чтобы были титры во время оперы, чтобы постановка была интересной. Опера и балет - это довольно сложное, тонкое искусство, здесь много нюансов» - говорит хореограф.

Премьера обновленного спектакля «Жизель» состоится 14 и 15 марта.

Соня Матвеева, «Номер один».
^