29.02.2012
В России давно стало традицией, что цены если и меняются, то только в сторону повышения. Но уже две недели пассажиры автобусов, отъезжающих в Джидинский район, являются свидетелями обратного процесса. Больше года цена державшаяся на отметке в 280-300 рублей, упала до 250 и даже до 200 рублей.
В России давно стало традицией, что цены если и меняются, то только в сторону повышения. Но уже две недели пассажиры автобусов, отъезжающих в Джидинский район, являются свидетелями обратного процесса. Больше года цена державшаяся на отметке в 280-300 рублей, упала до 250 и даже до 200 рублей.

Оказалось, все дело в конкуренции. До райцентра Джиды ездят две бригады перевозчиков, которые условно можно разделить на первую и вторую бригады. До поры до времени между ними сохранялся некий консенсус, и цена если и менялась, то строго синхронно, и в сторону повышения. При этом вторая бригада стала отыгрывать у первой пассажиров.

«Люди отдавали приоритет этой бригаде, потому что «у них и автобусы новее, и ездят по расписанию», - рассказывает жительница Петропавловки Алена.

Но две недели назад первая бригада сделала контратаку, обрушив цены сразу на треть, с 280 до 200 рублей. Пассажиры резко сменили свои приоритеты, и микроавтобусы второй бригады перестали заполняться. Не желая сдаваться, они также опускают свою цену, хотя и не так радикально -- до 250 рублей. Ронять цену до двухсот рублей они пока не решаются, т.к. тогда не смогут погашать задолженности по кредитам.

Водители первой бригады сообщают, что снижение цены у них является специальной разовой акцией к праздникам - Сагаалгану, 23 февраля и 8 марта. Водители же второй бригады видят в этом не добрую волю водителей, а стремление выжать своих оппонентов из маршрута экономическими мерами. «Целью является разорить конкурирующую бригаду, потому что мы все на новых машинах», - говорит водитель Петр.

По их мнению, существенным фактором является то, что их конкуренты ездят на старых микроавтобусах. А все началось с того, как сообщают водители, что на маршруте конкурентов появился новый бригадир. Ему и пришла идея провести праздничную акцию и опустить цены сразу на восемьдесят рублей, поставив своих конкурентов перед нелегким выбором. Им остается ездить либо себе в убыток, теряя пассажиров и наращивая долги, либо отказываться от обслуживания маршрута.

По словам пассажиров, водители обеих бригад в частных разговорах выказывают полную решимость бороться с конкурентами до конца ценовой политикой и готовы опускать цену за проезд вплоть до ста рублей.

А между тем, цивилизованная борьба сугубо экономическими мерами может скоро закончиться. Водители второй бригады сообщают, что недавно одна из их маршруток была закидана камнями при въезде в Петропавловку. И хотя из-за вечернего времени нападавших опознать не удалось, водители считают, что эта акция была не простым проявлением хулиганства, а проведена в рамках все той же войны маршруток с целью выживания конкурентов.

Владимир Бадмаев, «Номер один».
^