29.02.2012
Современная реформа в образовании все чаще напоминает поле сражения. Одни понимают необходимость реорганизации сферы и принятие нового закона, другие считают, что делать этого не стоит - дескать, старая система образования и способы стимулирования учителей была ничуть не хуже. Подогревают интерес к этой теме и средства массовой информации. На сложные вопросы в этой связи ответил министр образования РБ Алдар Дамдинов.
Современная реформа в образовании все чаще напоминает поле сражения. Одни понимают необходимость реорганизации сферы и принятие нового закона, другие считают, что делать этого не стоит - дескать, старая система образования и способы стимулирования учителей была ничуть не хуже. Подогревают интерес к этой теме и средства массовой информации. На сложные вопросы в этой связи ответил министр образования РБ Алдар Дамдинов.

Мир меняется

Дамдинов вырос в семье сельских учителей. Его мама до сих преподает в Хоринской средней школе. Ему - самому бывшему преподавателю вуза как никому известны все слабые и сильные стороны системы образования. И, несмотря на то, что сам он вырос в эпоху государства советского, реформы, которые грядут в России в образовательной сфере, он принимает как назревшую необходимость.

- Поддержу тех людей, которые по праву считают советскую систему образования одной из лучших в мире. Да, она давала хорошее инженерное, гуманитарное, профессиональное образование. Однако в информационный век мир очень быстро меняется, и с тем багажом академических знаний без умения применять их, то есть без определенных компетенций, школьники не могут быть конкурентоспособными. Наши дети - уже не то поколение, что было в прошлом веке. Меняется и подход в образовании, его качество, - говорит Дамдинов.

Преобразования всегда идут не просто, но зато когда существенные изменения приводят к новым результатам, многие соглашаются с правильностью реформ.

ЕГЭ и зарплата

Если анализировать претензии к происходящему сейчас в образовании, то основные вопросы вызывают ЕГЭ и заработная плата учителей. Два самых «горячих» вопроса являются
актуальными и для министра.

- Заработная плата учителей - это моя головная боль. Вовсе не потому, что приходится разбирать жалобы. Нет. Просто я знаю, что такое труд педагога на селе. И мне, как любому нормальному человеку, хочется, чтобы мои коллеги имели достойную оплату. К слову сказать, мониторинг, который проводит ежеквартально министерство образования РФ, отражает данные по средней заработной плате учителей в регионе. В Бурятии по итогам декабря 2011 года она составила более 18 тыс. рублей. Для сравнения, в 2007-м году оплата была не выше 7 тыс. рублей, - констатирует министр.

Понятно, что такая заработная плата наблюдается не у всех педагогов. У молодых специалистов, которые только-только начинают свою учительскую карьеру, зарплата не очень высокая. Хотя для этой категории трудящихся предусмотрены другие меры социальной поддержки.

Кочегары - за штат

Одна из причин, не позволяющих существенно поднять зарплату учителей, - наличие непрофильных трат. Что это такое? Это когда в штатном расписании общеобразовательного учреждения много ставок, которые напрямую не влияют на получение общего образования. В частности это такие ставки, как, например, кочегары, технические работники, повара и др. Поскольку по федеральному закону № 131 содержание зданий школы относятся к полномочиям местной власти, данные ставки должны быть выведены из штатного расписания школы как непрофильные. Если по старой модели учреждения образования это было само собой разумеющимся, то сегодня, по мнению министра, эту структуру надо менять.

- Посудите сами. Обслуживание котельных и столовых необходимо организовать по другому механизму. Уборщицы и повара могут выполнять свои обязанности как сотрудники клининговых служб. Это не говорит о том, что вся школа грязью порастет, и дети голодными останутся. Нет! Просто эту работу будут выполнять люди извне. Школа объявляет конкурс на выполнение определенных работ, и победитель получает подряд на уборку помещений или на обеспечение детей питанием. Высвободившиеся деньги - на стимулирующие выплаты учителям. Разве это не рациональный выход из ситуации? По-моему твердому убеждению, так и надо поступать.

Работа по выводу непрофильных расходов из системы образования ведется не первый год. Цифры скажут сами за себя. В прошлом году в качестве субвенций из федерального центра на образование Бурятия получила 4 млрд рублей. Ранее от этой суммы до 1,5 млрд расходовалось на непрофильные нужды -- содержание котельных и т.д. За счет пересмотра штатного расписания объем расходов по этим статьям удалось сократить до 700 млн рублей. То есть почти наполовину. Сэкономленные средства направляются в фонд заработной платы учителей.

- Заработную плату учителям необходимо довести до средней по экономике. Этот вопрос мы постоянно обсуждаем с депутатами Народного Хурала. Педагог должен иметь соответствующее социальное обеспечение, статус, чтобы он занимал достойное положение в обществе, не боялся за будущее, - говорит Дамдинов.

Школы преобразятся

Инфраструктурная проблема - вторая после повышения заработной платы учителей. В этом году более 800 млн рублей будет направлено на ремонт школ.

- Это будет не просто капитальный ремонт. Мы намерены провести энергосберегающие мероприятия по нашим школам: установим пластиковые окна, утеплим фасады и стены. В этом есть экономическая подоплека. А именно - экономия средств на том же тепле, - говорит министр.

В качестве примера можно привести одну из школ Курумканского района. Здесь были выполнены все мероприятия по энергосбережению, в результате чего за год было сэкономлено порядка 800 тыс. рублей. Куда и как потратит эти деньги школа, решит сам коллектив. Главное, что таким
образом может поступить каждая школа.

- Сейчас каждая школа, муниципалитет должны защитить свои позиции, которые они подали в министерство, и доказать необходимость финансирования именно их объектов. Чтобы министерство не обвинили в предвзятости или подтасовке, мы организовали комиссию из представителей общественности. Они будут решать, в какую школу и сколько нужно направить в первую очередь, - говорит Дамдинов.

Дорогу молодым

Кадровый вопрос актуален в Бурятии в любой сфере. Образование не исключение. И здесь реализовано немало инициатив, которые позволили сделать профессию учителя более привлекательной.

Так, в прошлом году 34 выпускника региональных педагогических вузов и техникумов отправились в село нести свет учения. Стимулом для такого решения стала поддержка со стороны республики. Каждому молодому специалисту в течение двух лет выделили по 500 тыс. рублей на обустройство жизни на месте. По контракту каждый молодой педагог должен отработать на селе не менее 5 лет. В этом году количество желающих отправиться в районы значительно увеличилось.

- Мы участвуем во всех программах, которые работают на поддержку молодого специалиста и молодой семьи. Сегодня мы создаем молодежный жилищный кооператив. Правда, он будет отличаться от кооператива советских времен. Тогда люди сами строили себе жилье. Решение президента Бурятии -- оплачивать за счет республики первоначальный взнос по ипотеке за ребят -- молодых педагогов, которые решили приобрести жилье. Банки выдвигают выгодные условия, но у большинства молодых людей нет денег, чтобы внести первоначальный взнос. Это обязательство берут на себя республика и муниципалитет. Помощь будет оказываться безвозмездно. Поручение от президента проработать этот вопрос получено, мы над ним работаем,- говорит министр.

Нужен новый закон

По мнению Дамдинова, действующий закон об образовании сегодня напоминает старое одеяло, на котором одна заплатка на другой. С 1992 года внедрено столько инноваций, которые не получили нормативное подкрепление. Практически на каждой сессии Народного Хурала парламентарии утверждают очередные поправки в документ, который регламентирует деятельность образовательной сферы. Сейчас новая версия закона находится на рассмотрении в Государственной Думе, и Дамдинов надеется, что его наконец-то примут.

- Многие вопросы, связанные с финансированием школы, статусом учителей, будут приведены в соответствие реалиям времени. Без нового закона двигаться дальше очень сложно. Надо понимать, что если мы выстроим четкую логическую цепочку в кадровом обеспечении, создании инфраструктуры, хороших условий для учеников и учителей, нормативной базы - понятной и доступной, тогда, я думаю, проблем в образовании будет значительно меньше - говорит министр.

Алла Галлас, «Номер один».
^