07.03.2012
Прошедший под знаком очередных реформ 2011 год назван министром образования и науки Алдаром Дамдиновым «годом существенного улучшения ситуации в школе». По его словам, процесс модернизации общего образования «получил свое уверенное продолжение». Заявление прозвучало на итоговой коллегии министерства образования Бурятии, собравшей почти 300 участников.
Прошедший под знаком очередных реформ 2011 год назван министром образования и науки Алдаром Дамдиновым «годом существенного улучшения ситуации в школе». По его словам, процесс модернизации общего образования «получил свое уверенное продолжение». Заявление прозвучало на итоговой коллегии министерства образования Бурятии, собравшей почти 300 участников.

Зарплата догнала экономику

Прибыли на коллегию днем ранее утвержденный на должность зампред правительства по социальным вопросам Владимир Матханов, председатель комитета по социальной политике Народного Хурала Александр Стопичев, ректор БГУ Степан Калмыков, воспитатели детских садов и учителя. Все они говорили о насущных проблемах образования, одной из самых обсуждаемых которой стала заработная плата педагогов.

Ее реальное повышение власти обещали на протяжении всего 2011 года, заявляя, что средняя заработная плата учителей достигнет средней зарплаты в республике. В том числе и для этого летом был принят закон, устанавливающий нормативы финансового обеспечения общего образования. Закон вступил в силу в сентябре, и тогда же показатели средней зарплаты учителей республик достигли 18,2 тысячи рублей. В то же время средняя зарплата по экономике составляет 18,099 рублей.

- Задача республики по доведению средней заработной платы до средней по экономике выполнена, - заявил Алдар Дамдинов. - По итогам декабря средняя заработная плата учителей составила 20,6 тысячи рублей.

По словам министра, именно повышение заработной платы и социальное обеспечение обусловили приток молодых специалистов в школы. В последние три года он только увеличивается. Так, в 2011 году учителями стали 234 молодых человека.

Миллиард на детские сады

В детских садах ситуация выглядит несколько иначе. Здесь проблема притока молодых специалистов остается острой, признался министр. Притока молодежи, желающей стать воспитателя, не наблюдается по причине низкой зарплаты.

- В 2011 году из республиканского бюджета на заработную плату педагогам детских садов было выделено 156 миллионов рублей. С первого января 2012 года средняя заработная плата воспитателя приравнивается к 70 процентам от средней зарплаты по экономике, - сообщил Алдар Дамдинов.

Однако главной проблемой в дошкольном образовании остается большая очередь в детсады, которая за последние годы только растет. Наибольшая напряженность отмечается в Улан-Удэ, районах, которые находятся в небольшой удаленности от столицы, и крупных населенных пунктах.

- Рост очередности связан с ажиотажным спросом на место в дошкольное учреждение. Анализ возрастного состава очереди показывает, что более одной трети занимают дети от рождения до полутора лет, - подчеркнул Алдар Дамдинов.

Помочь в решении проблемы смогло празднование 350-летия добровольного вхождения Бурятии в состав Российского государства. На одни только детсады было потрачено не менее миллиарда рублей. Всего в 2011 году было построено 11 детских садов.

- Впервые местным бюджетам направлены субсидии на оснащение оборудованием дополнительно созданных мест в детских садах на общую сумму более 8 миллионов рублей. Итого в дошкольных образовательных учреждениях республики в 2011 году создано 2934 места. В 2012 и 2013 годах из федерального бюджета предусмотрено по 1 миллиарду рублей, - сообщил Алдар Дамдинов.

Разрывы сокращаются

Одним из значимых итогов года остаются показатели ЕГЭ. В прошлом году экзамены сдали более семи тысяч человек. 109 учеников набрали более 95 баллов.

- Положительная тенденция в общеобразовательной подготовке выпускников прослеживается по русскому языку, математике, истории, литературе, химии, иностранным языкам. Несколько ниже результаты в сравнении с прошлым годом по биологии, физике, информатике, обществознанию, географии, - сообщил Алдар Дамдинов.

Если по русскому языку более 95 баллов набрали 75 учащихся, то по математике таких стало всего два человека. Однако в целом в Бурятии уже можно говорить о позитивных изменениях в сдаче математики – разрыв между «пятерками» и «двойками» за ЕГЭ сокращается.

- Это связано с тем, что школы поняли, что надо готовиться к техническим дисциплинам, и усилили работу, - заявила член общественного совета при Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки Анна Тучинова.

При этом лучшие результаты в технических науках демонстрируют, по ее словам, не городские, а сельские школы.

Сократилось количество учеников, не справившихся с обязательными экзаменами. В 2010 году их было 123, в прошлом - всего 84.

Впервые в новом учебном году при проведении ЕГЭ будет применена автоматизированная информационная система.


Светлана Инкеева, для «Номер один».
^