07.03.2012
В минувшую субботу прошел первый день любительских гонок «Лед-2012». Многие ждали этого события четыре долгих года – с 2008-го, когда состоялись последние гонки для любителей. Озеро у поселка Тулунжа вновь собрало на своей замерзшей поверхности азартных автовладельцев, для которых машина – больше, чем средство передвижения. Организовала гонки Федерация автоспорта РБ при поддержке мэрии Улан-Удэ.
В минувшую субботу прошел первый день любительских гонок «Лед-2012». Многие ждали этого события четыре долгих года – с 2008-го, когда состоялись последние гонки для любителей. Озеро у поселка Тулунжа вновь собрало на своей замерзшей поверхности азартных автовладельцев, для которых машина – больше, чем средство передвижения. Организовала гонки Федерация автоспорта РБ при поддержке мэрии Улан-Удэ.

Подготовка

Прокладка трассы состоялась в прошлый вторник, 28 февраля. Сразу после появления извилистых треков на лед высыпали самые разные машины. Автомобилисты стремились скорей опробовать свое будущее место выступления – и днем, и особенно вечерами, до самой ночи, по трассе носились автомобили самых разных классов и стоимости. Фанаты собирались компаниями и засекали время прохождения кругов, поддерживая друг друга. Так и сформировались две команды, которые даже удостоились чести иметь собственного спонсора - компанию «Техношина».

Во время подготовки к гонкам было немало интересного и даже забавного. Например, у одного из пилотов, Ивана Щербакова, владельца российского «автомобиля мечты» ВАЗ-21053, в один прекрасный день лопнула балка, вечером того же дня у него прямо на трассе вылетела шаровая. Машина беспомощно встала с подвернутым передним колесом. Товарищ пилота помог с ремонтом в полевых условиях, и жигуленок поехал дальше. Однако домой ВАЗ все равно вернулся на веревке: теперь у него кончился бензин. Но настоящего автолюбителя и не такими трудностями не напугать!

Еще пара машин на тренировке «догнали» друг друга, отделавшись легкими повреждениями и смехом участников ДТП: оба были знакомы и не слишком огорчились. Не один бампер получил трещины или лишился доброго своего куска -- вылететь на бровку, сложенную из снега, было очень просто, и чем дальше, тем проще. Потому что наматываемые каждым водителем круги делали трассу каждый день все более скользкой, а солнце, плавившее снег, покрывало бровку слоем твердого ледка. Поэтому условия становились все более сложными, трасса раскатывалась и раскатывалась. Успех зависел от покрышек и мастерства водителя, а мощный мотор мог даже помешать, легче срывая колеса в пробуксовку.

Заветный день

Солнечный теплый день 3 марта начался мрачно, сумерками очень морозного утра (-27 С). Еще не было девяти утра, а судейскую коллегию вовсю теребили гонщики. Самые предусмотрительные приехали рано и хотели пройти регистрацию первыми, чтоб выступать на менее разъезженной трассе и сократить время предстартового мандража. Однако все равно поволноваться в ожидании пришлось всем: сперва организаторы объявили тренировку -- каждому позволили проехать по пять кругов на двух малых кольцах, на коих и проходили соревнования. Гонщики наблюдали друг за другом и оценивали силу соперников. Постепенно прибывали зрители, которые располагались на удобных для обзора высоких берегах озера. После приветствия неизменного комментатора гонок и их директора Павла Матвеева, кратких, но доброжелательных речей главного судьи соревнований Сергея Лисюка и Александра Александрова, председателя Федерации автоспорта, был дан старт заездам.

Передний привод

Первыми стартовали переднеприводные машины. Их было десять, и это очень многочисленный класс. Он был представлен преимущественно седанами гольф и среднего класса, неистребимыми праворукими «Тойотами». Выделялись три машины: лишившееся почти всего бампера белое купе Toyota Levin Владимира Жидовецкого, бордовый универсал Toyota Scepter (разновидность «Камри») Дмитрия Петонова и Opel Kadett Дмитрия Нарыхнюка. Последний щеголял эмблемой «Мерседеса» на капоте, светодиодной подсветкой фар «ангельские глазки» в стиле БМВ и надписью Марк II на корме. Колхоз-тюнинг, впрочем, Дмитрию не помог. Самой яркой была «Ока» Володи Данилова -- зеленый металлик, стильный внешний тюнинг и впечатляющий вылет с трассы. На два круга вместе с извлечением маленького автомобильчика из сугроба ушли рекордные 5 минут! Вова Данилов показал класс засаживания машины в снег.

Итоги: 1 место – Д. Петонов на Scepter, 2 место – Владимир Тыжинов на Mazda Demio, 3 место – Владимир Жидовецкий на Levin.

Задний привод

Здесь все было зрелищнее. Потому что задний привод дает возможность подрифтовать, то есть проходить повороты в управляемом заносе. Тут собрались более разношерстные участники. Два джипа «Мицубиси Паджеро», «Тойоты»: три «Марка», Crown и Progres, ВАЗ-2104 и автобус Mercedes Sprinter! Последним управлял мотогонщик Евгений Арефьев, он стал вторым, хотя прошел трассу очень красиво и чисто. Победил же в заезде владелец «жигулей-четверки» Анатолий Павлов. Третьим в заднем приводе приехал Сергей Куликов на красивом «Паджеро» третьего поколения. В целом заезды заднеприводных прошли неплохо и без особых приключений. Заднеприводники знают: чуть больше газа – и тебя развернет, поэтому были осторожны.

4WD

Казалось бы, кто гребет всеми четырьмя колесами, на льду непобедим, однако 4WD – не только самый эффективный, но и самый сложный в управлении. Водители «недопривода» (так вэдэшники зовут тех, кто ездит на моноприводных машинах) знают, что задняя ось пойдет в занос, а передняя – в снос. Они даже знают, когда это произойдет – а водители полноприводных болидов знают другое: машина 4WD держится молодцом в кривых траекториях до последнего, а когда это последнее наступило, вернуть контроль уже почти невозможно. 4WD – это целая вселенная: полноприводник может демонстрировать повадки переднего привода, заднего и свои собственные.

«Вэдэшников» – этих изощренных водил, ценителей непрерывного сцепления колес с дорогой, собралось на гонках семеро. Сих маньяков не останавливает повышенный расход топлива и ускоренный износ резины.

Но прежде всего заезд вэдовых машин был интересен тем, что на них выступил опытнейший мотогонщик Александр Бадмаев. Он выехал на гигантской Toyota Tundra – пикапе для американского рынка. Внутри машина напоминает гостиную своими размерами и комфортом, и на ней-то Александр Даба-Самбуевич и победил. Второй результат у монстра соревнований Дмитрия Петонова – он выехал еще и в этом классе на красавце Toyota Crown Four. Третье место, к своему неописуемому восторгу, завоевала я, автор этой статьи! Как прокомментировал гонщик Олег Гребенкин: «Оля ехала красиво - быстро, но плавно».

«На гвоздях» и болтах

Ну а самыми последними на трассу были выпущены обладатели шипованных колес.

Участники этого заезда были весьма разнообразны: и росавтопром, и джипы. Практически отыгрался Вова Данилов, одевший комплект колес на свою «Оку» – маленькие 12-дюймовые покрышечки со 128 здоровыми болтами. Он занял второе место. Надо отметить, что уступил Данилов лишь вездесущему повелителю льда Дмитрию Петонову, который не поленился и собрал три машины, чтоб выступить почти во всех классах. У Дмитрия тоже были запасены колеса с болтами, которыми он тщательно продырявил колеса скромного универсала Toyota Probox. Время на болтах 1 минута 15 секунд у Д. Петонова и 1 минута 25 сек у В. Данилова, стандартные шипы принесли Андрею Зорину на Королле 1 минуту и 55 секунд. Разница очевидна!

«На гвоздях», то есть на шипах, выступали и мотогонщики – они провели показательное выступление на льду. Порадовали и монстры бездорожья, джипы из клуба «Номад», которые оказывали помощь тем, кто заседал в снежной бровке.

Ольга Кокорина, «Номер один».

P.S.Автор статьи выражает особую благодарность компании  «Техношина» за поддержку!

^