13.03.2012
Мэрия и правительство судятся из-за убыточности городских маршрутов.
Мэрия и правительство судятся из-за убыточности городских маршрутов.

Бесконечная эпопея с МУП «Городские маршруты» продолжается. Планово-убыточное предприятие стало яблоком раздора между городскими и республиканскими властями. Уже давно идет пикирование мнений чиновников о судьбе предприятия. Теперь стороны ушли в суд, где пока выигрывают «республиканцы».

«Держать до последнего»

МУП «Городские маршруты» - предприятие убыточное. За последний год хороших новостей с предприятия не приходило. Мэрия старается удержать на плаву «Городские маршруты» сугубо из «любви к людям». Геннадий Айдаев так и заявлял в одном из своих интервью:

«Я откровенно скажу: мы свое МУП «Городские маршруты» будем держать до последнего и не предадим банкротству с последующим акционированием. В Улан-Удэ порядка 40 процентов всех маршрутов — заведомо убыточных. Не будет МУПа - исчезнут маршруты в отдаленные микрорайоны, и десяткам тысяч горожан не на чем будет добираться до дома и до работы. Нерентабельные маршруты обходятся муниципальному бюджету в 13,5 миллиона рублей в год», - сказал мэр.

Частники не очень-то хотят перевозить людей на нерентабельных маршрутах. А даже если их и заставить – через короткое время они либо разорятся, либо перестанут выдерживать установленные интервалы движения. Поэтому город и «тащит» убыточное МУП.

Однако делать это в одиночку городу не очень-то хочется. Председатель горсовета Александр Голков в одном из выступлений был более прямолинеен и озвучивал любимую тему города:

«Мы предлагаем разработать правовую основу механизма компенсации затрат при регулировании тарифа. И самое главное, надо предусмотреть финансовые средства на компенсацию для городского общественного транспорта в проекте республиканского бюджета», - сказал председатель городского Совета.

Иначе говоря, все предложения по спасению предприятия сводятся к финансированию «Городских маршрутов» из республиканского бюджета через компенсацию убыточного тарифа.

«Лучше закройте»

Но у республиканских властей кардинально другое мнение. Вячеслав Наговицын в ноябре прошлого года распорядился, чтобы все городские автобусные парки Улан-Удэ прошли модернизацию до 2013 года. На прозвучавшее предложение продлить сроки модернизации до 2015 года (подразумевалась, прежде всего, неготовность к таким срокам «Городских маршрутов») президент отреагировал довольно резко и посоветовал тем организациям, которые не могут успеть в срок, «лучше закрыться и не работать в убыток».

Тем самым правительство дало понять – МУП «Городские маршруты» придумали не они. Предприятие – детище мэрии. И убыточность предприятия республиканская власть считает проблемой исключительно самой мэрии Улан-Удэ.

К концу 2011 года разногласия сторон вышли на новый уровень. Мэрия отправилась в суд. МУП «Городские маршруты» подало иск сразу к двум министерствам финансов –России и Бурятии. Муниципальное предприятие решило взыскать с них 19 миллионов рублей в качестве компенсации за нежелание участвовать в решении проблемы. Иск поддержала мэрия Улан-Удэ и все ее профильные структуры. Таким образом, муниципалитет решил через суд доказать, что не только он должен отвечать за убыточные городские перевозки.

Минфин Бурятии в свою очередь на суде пояснил, что инициатором субсидирования убыточных перевозок является сама мэрия, а вопрос регулирования тарифов является вопросом местного значения. Республиканский бюджет может осуществлять финансовую поддержку, но никаких соглашений по данному вопросу между Республикой Бурятия и администрацией Улан-Удэ подписано не было. В связи с чем обязанности по покрытию убытков мэрии у Республики Бурятия нет. Представители Минфина России были также лаконичны. По их мнению, коли убыточный тариф назначила сама мэрия, то и убытки должны быть взысканы за счет средств ее казны. К слову, убытки - это 10 рублей с каждого проезда горожанина. Билет стоит 12 рублей, себестоимость - 22 рубля.

Суд не поддержал мэрию

Суд согласился с финансовыми министерствами. По его мнению, тарифы для «Городских маршрутов» были установлены не в РСТ, а по решению горсовета. Тариф не обжаловался, не изменен, не отменен. В общем, получается, кто «убыточную девушку» придумал, тот ее пусть и содержит. Какими бы благими намерениями это ни обставлялось.

Самое грустное в этой истории заключается в том, что выхода из ситуации всего два. И оба плохие. Или повысить цены на муниципальный транспорт до «экономически обоснованного уровня», или бесконечно субсидировать не совсем здоровое муниципальное предприятие. В первом случае огромное количество неплатежеспособных граждан просто потеряют возможность перемещаться по городу. Во втором случае на бюджете повиснет еще одна многомиллионная гиря. А,ведь есть еще и МУП «Управление трамвая». В котором также тариф далек от «экономически обоснованного». Если начать финансировать городские автобусы, к ним вскоре прибавится и трамвай. А платить за низкие цены в городском транспорте республике очень не хочется.

Виктор Золотарев, «Номер один».
^