20.10.2004
Расцвет пейджинговых компаний в Улан-Удэ пришелся на 2000- -2001 годы, когда количество абонентов этого вида связи доходило до 20 тысяч человек. Сейчас это число сократилось в несколько раз и в первую очередь из-за бурного развития сотовой связи. В скором времени этот вид связи может совсем исчезнуть из жизни улан-удэнцев, как это случилось в технически продвинутой Японии. Чтобы бороться с тенденцией, пейджинговым компаниям приходится выкручиваться.
Первые пейджеры появились в Японии в 1968 году. Сначала они были доступны лишь крупным компаниям, которые с их помощью передавали сообщения своим работникам. Еще восемь лет назад, в 1996 году, число абонентов этого вида связи достигло небывалых размеров — свыше десяти миллионов. На сегодняшний день их осталось несколько тысяч. Компания "Моторола", доля которой на мировом рынке пейджеров составляет 80-85%, объявила о прекращении выпуска одно - и двухстрочных пейджеров. В нашей стране абонентов пейджинговой связи насчитывается около 250 тысяч (0,17% населения). А число владельцев мобильных телефонов на 1 октября 2004 года, по словам министра информатизации и связи РФ Леонида Реймана, на просторах России составляет свыше 60 миллионов человек. Министр также отметил, что в начале года сотовые телефоны были у 36 миллионов россиян. К концу года их количество может приблизиться к 70 миллионам. По данным Реймана, количество сотовых телефонов в нашей стране уже превышает количество обычных стационарных. В соответствии с этой тенденцией безудержно падает число улан-удэнских пользователей пейджеров.
— Да, спад происходит. Но происходит он в большинстве за счет физических лиц, — говорит коммерческий директор компании "АК Мобилтелеком" Алексей Изотов. — Корпоративные клиенты — спасатели, железнодорожники, охранные агентства, МВД и другие — как пользовались услугами нас и наших коллег, так и продолжают пользоваться. Абонентами из числа физических лиц могли бы быть школьники и студенты, которые не имеют лишних средств и экономят их, но практика показывает, что молодежь больше предпочитает все-таки мобильную связь.
Как отмечает Алексей Изотов, наличие пейджера как бы принижает статус молодых людей. Поэтому прирост на рынке этого вида связи давно приостановлен. В сложившейся ситуации пейджинговые компании вынуждены искать варианты перепрофилирования или смежные сферы, используя то, что у них является ядром — операторскую службу. Она незаменима в системе справочных бюро, службе диспетчеров такси, еще каких-то родственных структурах. Как ни странно, одним из путей выживания становится сотовая связь, сотрудничество с которой приносит определенные плюсы.
Компании продают телефоны, карты оплаты, "АК Мобилтелеком" совместно с УУСС предоставил услугу "SMS-пейджинг". А кто не пытается искать новых путей или не находят их, те просто уходят с рынка. Судя по той динамике, какая наблюдается в мире и стране, уланудэнские операторы уже в этом году должны были бы закончить свою работу. Но, как ни странно, все они пока работают и даже рентабельно. И если учесть широкую рекламу их услуг, значительные скидки, ценовую политику, то год-другой они продержатся на плаву.
— Россия — страна со своим очень интересным менталитетом,— продолжает Алексей Викторович. — Если все кинулись покупать сотовые телефоны, делают это почти поголовно. Отказываться от пейджеров стали так же дружно, хотя особых поводов делать это немного. Ведь что такое пейджер? Это способ моментально известить человека о чем-то. В отличие от сотовых телефонов их радиус действия гораздо шире, зона охвата лучше: в подвале или в труднодоступных местах с мобильным уже проблемы. А потребность у человека известить о чем-то никогда не пропадет.
Посмотрите, как люди используют сотовые — краткими сообщениями типа "я там-то", "ты где?", или "сейчас перезвоню". А делать это с гораздо большим успехом можно с помощью пейджера. У него нет таких ограничений: внес фиксированную оплату и пользуйся сколь угодно. Так и удобнее, и экономнее для людей, которым обратная связь не нужна. Деловые люди тоже не отказываются от пейджера: он позволяет им не платить за ненужную информацию, полученную по телефону. И потом, к плюсам относится нематериальный фактор — прелесть "великого и могучего". Ведь в каком устройстве заложено столько анекдотов и историй? И разве торопливая ругань по мобильнику вроде "где шляешься, скотина" сможет заменить ласковую фразу "матом прошу, возвращайся домой"?
В Америке пейджинг законодательно признан средством документальной электросвязи. Иными словами, сообщение пейджера имеет такую же силу, как и, скажем, телеграмма. Если бы в России была такая законодательная база, то этот вид связи у нас никогда бы не исчез, и нынешняя ситуация не казалась такой бесперспективной. В нашу республику в скором времени ожидается приход еще одного оператора сотовой связи. По законам рынка, это должно изменить ценовую политику в этой сфере сторону уменьшения. И потому можно предположить, что дальнейшая жизнь улан-удэнских пейджинговых компаний только усложнится. Быть может, они перестроятся на другие виды услуг или сольются в одну. А может, просто исчезнут.



^