20.10.2004
Каждый мечтает воспитать пусть не вундеркинда, но всесторонне развитого ребенка. Ум и способности передаются по наследству, но и среда играет не меньшую роль. Особенно важно это в первый год жизни. Учеными доказано, что головной мозг младенца в два с половиной раза активнее, чем мозг взрослого человека, а его способность к мышлению, обучению, развитию просто феноменальна. Никогда человек уже не сможет впитывать и запоминать информацию, а главное обретать способность к познанию лучше, чем в самые первые месяцы жизни. И если в этот период что-то упущено, потом наверстать это будет намного сложнее или совсем невозможно. О том, как способствовать максимальному развитию умственных способностей ребенка в самом раннем возрасте корреспондент "Номер один" беседует с одним из самых опытных и авторитетных психологов Бурятии Игорем Булыгиным.
Дети умнее взрослых.
— Игорь Львович, правда ли то, что ребенок первого года жизни в несколько раз умнее взрослого?
— Если измерять ум способностью к обучению, осмыслению и усвоению новых знаний, то безусловно. Именно в первый год жизни особенно интенсивно развиваются способности ребенка к речевой, мыслительной деятельности. Именно в период младшего возраста активнее всего образуются синапсы (извилины) — связи нейронов друг с другом. К тому времени как малышу исполнится три года в его мозгу будет сформировано около ста триллионов связей — почти в два раза больше, чем у взрослого человека. Половина этих извилин создается в первых год. Затем некоторые связи разрушаются, какие-то образуются вновь. Но никогда уже у человека не будет столь уникальной возможности к развитию. Человеческий мозг устроен так, что в первый год жизни он извлекает огромную пользу из любого опыта.
— Но как именно родители могут помочь развитию мозга ребенка?
— Мама и папа должны дать ребенку то, в чем он нуждается: любовь, внимание, ласку и максимум информации. Все остальное сделает сам малыш. Любовь творит чудеса
— Интересно, как ласка и любовь смогут повлиять на умственные способности ребенка?
— Любовь играет огромную роль. Доказано, что в условиях любви синапсы возникают значительно быстрее. То есть наука имеет неоспоримые доказательства того, что чем больше ребенка любят, тем он быстрее умнеет.
Приведу пример. Однажды было сделано удивительное открытие: младенцы отсталых племен Африки развивались гораздо быстрее, чем их сверстники в Европе. Психологи объяснили это следующим образом: матери отсталых племен были вынуждены работать и носить при этом малышей у себя на теле. Малыши, чувствуя тепло матери и будучи участниками всех ее многочисленных дел, умнели гораздо быстрее. Поэтому я советую всем мамам носить детей в сумках-кенгуру, быть как можно больше с ребенком в тесном физическом контакте. Ребенок должен физически чувствовать, что его любят. Также советую, чтобы успокоить малыша, укладывать его с собой в постель. Если крохотный ребенок серьезно заболел, у нас в Улан-Удэ принято сразу же разлучать его с матерью. Малыш поступает в реанимацию или неологическое отделение, а маму допускают к нему только два-три раза в неделю. Это крайне негативно сказывается как на здоровье ребенка, так и на его развитии в целом. Ведь у материнской груди малыш пойдет на поправку в несколько раз быстрее. Новорожденные, на какое-то время лишенные материнского тепла, потом долгое время отстают в развитии. Любовь же творит чудеса. В моей практике были случаи, когда к безнадежно больному ребенку допускали маму, и он начинал дышать, кушать. Мало того, если нет любви в семье даже между мамой и папой, это непременно скажется неблагоприятно на развитии ребенка.
— Вернемся к роли информации. Стоит ли перегружать ею ребенка, форсировать раннее обучение и стремиться вырастить во что бы то ни стало вундеркинда? Не принесет ли это больше вреда, чем пользы?
— Речь ни в коем случае не идет об этом. Появление связей (извилин) предполагает не форсирование раннего обучения, а создание потенциала для дальнейшего обучения. Когда мы способствуем правильному развитию мозга в младенчестве, обучение в будущем протекает более эффективно. Ведь во многих благополучных семьях из-за занятости детям уделяют внимания не намного больше, чем в семьях алкоголиков, однако эти дети сами добывают знания. Просто в свое время их больше любили, они росли и растут в доброй здоровой атмосфере. — Необыкновенные способности грудного ребенка — факт научно доказанный. Но не могли бы вы привести несколько конкретных советов, упражнений, игр, способствующих развитию ребенка? — Таких советов, игр масса. Главный же, решающий совет: быть любящими родителями и растить ребенка в семье, где все искренне друг друга любят и понимают. Результаты превзойдут все ожидания!



^