20.10.2004
Все эти игры и советы известны. Важно знать их значение для малыша и не пренебрегать ими. Программа развития заложена в маленьком существе генетически. Она разворачивается по строгому графику. Однако насколько эффективно разовьется мозг малыша, зависит от вас.
От рождения до шести месяцев
Называйте малыша по имени!
Даже младенцы одного дня от роду различают голоса родителей. Подойдите к кроватке ребенка и позовите его по имени. Зовите, пока малыш не начнет поворачивать на звук голову или глазки. Затем обойдите кроватку с другой стороны и снова позовите ребенка. Разговаривайте все время. Рассказывайте малютке все, что вы делаете. Описывайте, как ходите, готовите еду, пеленаете его. Читайте стишки, пойте песни. Доказано, что умственное развитие ребенка напрямую зависит от количества сказанных ему слов.
Пойте колыбельные и баюкайте
Чем больше малыша обнимают, держат на руках, целуют, баюкают, тем увереннее и независимее он будет себя чувствовать во взрослой жизни. Ребенок должен чувствовать вашу любовь ласку физически. Укачивайте ребенка на руках и пойте колыбельные. К примеру, такие:
Спокойной ночи, моя малютка,
До сна осталась одна минутка.
Спокойной ночи, любимая крошка,
Ты к снам придешь по звездной дорожке.
Игра с ветерком
Игра поможет малышу осознать наличие у него частей тела и разовьет познавательные способности. Дуйте на ладони малыша и приговаривайте: "Вот твои ладошки". Потом подуйте на другие части тела.
Посмотри, какой шарфик!
Держите перед ребенком яркий разноцветный шарф или игрушку. Медленно водите ими из стороны в сторону, чтобы малыш следил за ними глазами. Упражнение развивают зрение.
Что я делаю? Малыши любят смотреть на лица. Меняйте выражения лица и издавайте разные звуки, чтобы у малыша развивались зрение и слух: Пойте песни, широко раскрыв рот
Моргайте глазами
Высовывайте язык
Стройте различные рожицы
Какие ткани!
Развивайте у малыша сенсорное восприятие. Трите о ладошки малыша различные ткани: атлас, шерсть, махровую ткань и т.д. Подносите к его носику цветы, апельсины и т.д.
Ладушки-ладушки
Умственное развитие напрямую связано с физическим. Доказано, что речевые навыки зависят от развития пальцев ребенка. Поэтому очень важны традиционные "ладушки" и "сороки-воровки".
Музыка
Включайте в комнате малыша магнитофон. Можно включать и радио. Песни помогают детям усваивать речевые образцы и развивают сенсорные навыки.
Прятки
Прятки должны присутствовать в ваших играх постоянно. Вы можете прятаться сами за дверью, кроватью, приговаривая: "Где папа? Где мама?" Затем выглянуть и крикнуть: "Ку-ку!" Ребенок будет в восторге. Можно спрятаться, накинув на голову пеленку, а потом убрать ее и крикнуть: "Ку-ку!" Можно закрыть лицо руками, а затем убрать их. Можно прятать погремушку за спину, в руку и т.д. Игры в прятки способствуют бурному развитию синапсов — связей между нейронами. Они являются фундаментом и для развития речи. Игры в прятки учат понимать, что вещи, которые исчезают, потом снова появляются. Это поможет в дальнейшем противостоять стрессам. От шести месяцев до года
Квакушка
Помните: тренировка мышц стимулирует у младенца работу мозга. Вот, к примеру, упражнение для тренировки кисти руки:
Покажите ребенку, как пищат резиновые игрушки. Затем вложите их в ручку малыша. Если ему еще тяжело сдавить игрушку, положите свои руки поверх его и помогите сдавить, к примеру, резиновую лягушку. При этом можно прочитать смешной стишок: Вот игрушка, вот лягушка,
Вот зеленая квакушка
Не подушка и не плюшка,
А зеленая квакушка.
Ключи
Ключи - одна из самых любимых детских игрушек. Возьмите ключи в руки и скажите: "Раз, два, три — ключик урони". Убедитесь, что малыш видел, как ключи упали. Вложите ключи в ручку ребенку и повторите то же самое. Разожмите детские пальчики, чтобы ключи выпали.
Трушки-ватрушки
Для развития вестибулярного аппарата качайте и подбрасывайте ребенка на руках, напевая при этом: Трушки-потрушки,
Пекла баба ватрушки,
Ватрушечки,
Колобушечки Попляши-попляши
Немецкие ученые доказали, что музыкальная атмосфера способствует образованию множества нервных связей в мозгу. Вам не обязательно быть Пласидо Доминго, чтобы принести огромную пользу ребенку. Ритм песен или стихов открывает огромные возможности для развития. Они помогают усваивать речевые образцы и способствуют развитию сенсорных навыков. Если же песня будет связана с движением, это принесет двойную пользу. Пойте, читайте стихи и танцуйте с малышом как можно чаще. К примеру, берите малютку под мышки, он будет подпрыгивать, а вы напевайте:
Попляши да попляши,
Твои ножки хороши.
Та-та-та-та-та-та-та!
Вышла кошка за кота,
За кота-котовича,
За Петра Петровича!
Когда ребенок учится ходить, держите его за бока и ободряйте такими припевками:
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ-топ-топ, Топ-топ-топ,
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ, топ-топ-топ,
Топ-топ-топ, топ-топ-топ!
Слушаем с удовольствием
Когда ребенок начнет лепетать, слушайте его "разговор" с интересом, поддакивайте, затем повторите за ним его лепет. Эти диалоги очень полезны. Пусть кроха присутствует при всех семейных разговорах. Дети, лишенные языковой практике в младенчестве, вряд ли будут обладать красноречием в будущем.
Творческие игры
Кубики, пирамидки, творческие игры помогают развитию любознательности, способности решать логические задачи. Эта игра напоминает, что неожиданности всегда увлекательны. Спрячьте в кулаки большие пальцы и приговаривайте:
Ванька-встанька
Сидит, ни гу-гу.
А можешь ли выйти?
Да, могу!
На последних словах вытащите большие пальцы. Помогите малышу сжать кулачки и покажите, как вытаскивать большие пальчики. Поощряйте ребенка в подражании вам.
Гуляем почаще
Ученые обнаружили, что часть мозга, отвечающая за память, уже полностью сформирована к девяти-десяти месяцам. Чем чаще повторяются действия и слова, тем устойчивее будут синапсы в мозгу. Выходите почаще на прогулку. Останавливайтесь с малышом около предметов и рассказывайте о них. Нюхайте цветы, щекочите крошку травинками, листочками, ищите жучков и т.д. Ранние детские ощущения имеют колоссальное значение. Должны быть задействованы все органы чувств.
Читайте с малышом
Как можно чаще давайте малышу "читать" книги. Пусть он листает их, рассматривает. А вы рассказывайте, что изображено на каждой картинке. Затем спрашивайте у малыша: "Где собачка? Где кошка?" И он будет находить нужную страничку.
Счастливые лица
Дети гораздо лучше запоминают истории, которые произвели на них сильные впечатления. Подберите цветные фотографии смеющихся детей. Прикрепите их на картон и рассказывайте малышу о тех чувствах, которые изображены на фотографиях. Пойте, улыбайтесь. Счастливые лица надолго остаются в памяти. Чтобы ребенок полноценно развивался, счастливыми должны быть и вы сами. Не забывайте об этом.



^