27.10.2004
Далай-лама XIV в 1992 году на встрече с представителями религиозных организаций Бурятии сказал: "Если вы хотите сохранить мир и согласие между народами своей республики, постройте женский буддийский центр". На той встрече была лишь одна женщина — председатель объединения буддистов-мирян Дарима Цынгунова. Тогда ей показалось, что слова Его Святейшества обращены к ней, и зародилась мысль о строительстве в Улан-Удэ первого в России женского дацана.
Сегодня, спустя четырнадцать лет с момента приезда в Бурятию Его Святейшества, в небольшом женском дацане "Зунгон Даржалинг", расположенном в Улан-Удэ, служат около десяти женщин-лам. Настоятель дацана, Зоригма Будаева, рассказывает, что лет двадцать назад она бы с трудом представила себя в роли буддийского священнослужителя. По профессии нынешний настоятель — логопед-дефектолог и до принятия сана женщина-лама работала доцентом в Институте повышения квалификации.
— Раньше мне всегда была интересна религия как таковая, но серьезно изучать буддийскую философию я стала значительно позже, когда решался вопрос о строительстве здесь женского дацана, — вспоминает Зоригма Будаева.
Настоятельница, как и остальные женщины-священнослужители, живет вне стен дацана. Это является главным отличием от более распространенных на Востоке женских буддийских монастырей.
— Мы, как и священнослужители большинства дацанов Бурятии, проводим молебны, встречаемся с прихожанами, но живем в обычных семьях, имеем детей, —- рассказала Зоригма Далаевна.
Прошедшим летом настоятель дацана впервые принимала участие в международной женской конференции женщин-буддистов, прошедшей в Южной Корее. В Сеуле Зоригма Будаева выступила перед многочисленной аудиторией, рассказав об улан-удэнском женском дацане. Доклад вызвал большой интерес у буддистов всего мира. Участие в конференции, по словам Зоригмы Далаевны, сильно воодушевило ее, ведь наша страна таким почитанием к женщинам буддисткам никогда не отличалась. Сложившиеся стереотипы того, что буддийский священнослужитель — это обязательно мужчина, в Бурятии оказались очень сильны.
— На самом деле женские дацаны широко распространены во всем буддийском мире, их много в Тибете, Бутане, Индии, Корее, Монголии. В России женский дацан предлагал организовать еще Агван Доржиев, потом это дело пыталась продолжить женщина-буддистка из Хоринска, но так получилось, что реально смогли воплотить эту идею только сейчас.
Женский дацан "Зунгон Даржалинг" уникален не только тем, что он является единственным на территории России. Здесь установлена большая статуя Будды Шакьямуни, привезенная Агваном Доржиевым из Тибета.
— Эту статую к нам привезли из Санкт-Петербурга, — рассказала Зоригма Далаевна. — Она находилась в печальном состоянии, были вынуты все драгоценные вложения, сняты наружные украшения. После реставрации статуи и восстановления внутреннего содержимого, состоящего из сорока пяти тысяч листов с мантрами, шестидесяти пяти килограммов благовоний и множества разных драгоценностей, статую освятил Еше-Лодой Римпоче.
Перед входом в женский дацан установлена Ступа, хранящая святые мощи Будды — следы крови и небольшой кусочек кости. Этот подарок дацану преподнес полномочный посол Бирмы в Москве. Святые мощи, замурованные в Субургане, были семейной реликвией господина Кхин Ньюнта.
Зоригма Далаевна призналась: первое время она чувствовала себя не совсем уютно в кресле настоятеля дацана. После привычной светской жизни каждый день надевать одежду ламы и вести хуралы было не совсем обычным занятием. Теперь, спустя несколько лет работы в дацане, женщина говорит, что никогда не сможет забыть об ответственности, которой ее наделили другие:
— Когда я нахожусь на самом высоком месте в дацане, чувствую огромный груз ответственности, ощущаю, что я, все-таки такой же человек, как и все, но волею обстоятельств вынуждена решать проблемы других. Я думаю, что к этому привыкнуть нельзя, необходимо просто заниматься духовным совершенствованием, постигая философию жизни.
Сегодня, считает Зоригма Будаева, у людей существует огромная потребность в духовной поддержке. Приходя в дацан, многие верующие обращаются к священнослужителям со всеми своими несчастьями, просят провести молебны, сделав возможные кармические поправки.
— Основным отличием "Зунгон Даржалинг" от других дацанов России является то, что прием проводят женщины-ламы. По моему мнению, только женщина может понять женщину, открыть ей сокровенные тайны, дать совет о глубоко личном, о том, что трудно сказать мужчине-ламе. Хотя у нас женщины-ламы ведут прием всех желающих, независимо от пола и возраста, — поделилась настоятель дацана Зоригма Будаева.



^