04.04.2012
Межсезонье – не самая простая пора для водителей: под колесами и лед, и вода, а температура мечется от минуса к плюсу, разбег в течение суток – более 20 градусов. В одном из прошлых номеров мы писали о необходимости беречь зимнюю резину, которая пока стоит на всех машинах. А сейчас есть смысл более детально рассмотреть вопрос вождения в межсезонье. И это ничего, что в Улан-Удэ практически везде асфальт: в районах республики весна только началась.
Межсезонье – не самая простая пора для водителей: под колесами и лед, и вода, а температура мечется от минуса к плюсу, разбег в течение суток – более 20 градусов. В одном из прошлых номеров мы писали о необходимости беречь зимнюю резину, которая пока стоит на всех машинах. А сейчас есть смысл более детально рассмотреть вопрос вождения в межсезонье. И это ничего, что в Улан-Удэ практически везде асфальт: в районах республики весна только началась.

Помимо того, что следует беречь мягкую резину, нужно опасаться и за все остальное. Аварийность в текущих сложных условиях очень высока. Для тех водителей, которые не накатали большого опыта, наш долг --предостеречь их. Тех же, кто только выезжает на большую дорогу после зимней спячки или вообще дебютирует, радуясь наступлению тепла, мы хотим привести в режим «Опасность!».

Ловушка 1. Лед и вода

Уже обратили внимание, что снег/лед тает неравномерно. В тени, где его не плавит солнышко, он лежит себе, притаившись. Самое страшное – это лед, покрытый водой, или просто куча ледяной каши. Такое бывает на уклонах, куда течет тающая вода, в местах торможения машин. Попав в кашу или в ручей с ледяным дном, машина на нажатие тормозов отвечает истеричным стрекотом АБС (или мгновенной блокировкой колес) – и все, снижения скорости не происходит! Даже новая зимняя резина ведет себя как летняя, то ли плывя, то ли скользя по водяному клину. В этой ситуации нужно тормозить все равно. На машинах с АБС – давить педаль изо всех сил (если есть система помощи при экстренном торможении, то вдарьте по педали резко – электроника распознает опасную ситуацию и усилит давление). Все равно тормоза сработают, когда воду выдавит из «мохнатого» зимнего протектора. Случится это не так быстро, как на летних покрышках, поэтому надо машине помочь. Параллельно переключайте передачи вниз – очень быстро, одну за другой. Автомат, механика – неважно («драйв» - 2 - L). На заднем приводе или полном это сработает стопроцентно. На переднем приводе ситуация не столь однозначна, и оценивается как 50 на 50, данные действия могут как улучшить ситуацию, так и ухудшить – привести к сносу передка. Самое обидное, что этот теоретический совет будет бесполезен, если вы не имеете практического навыка и мышечной памяти. На пустой дороге (убедившись, что сзади нет никого) потренируйте этот процесс.


Ловушка 2. Удар сзади

Ну и еще один момент: при успешном торможении нередко получаешь в зад. А все потому, что тот, кто был за тобой, не успел остановиться. Тормозя, нужно еще и контролировать того, кто сзади. Бывает так: ты смог, а сзади идущий тебя догнал, подтолкнул, и случился паровозик. Три и даже больше машин собираются оттого, что мы не всегда соблюдаем дистанцию. А как обидно глядеть на машину с помятыми мордой и кормой! Так что соблюдаем дистанцию. Это отчасти позволяет уберечься от того, кто сзади: резкое торможение, когда спереди есть запас, исключено.

Ловушка 3. Лед на прямой

Просто лед на дороге – это не страшно. Перед ним притормозите – если успеваете – и снова ровно держите газ. Если нет – не тормозите. При проезде ледяного кусочка не делайте никаких резких движений. Не крутите руль, не топчите газ или тормоз. При прямо стоящем руле (и колесах) и ровной скорости риск заноса отсутствует. Поэтому не бойтесь. Проезжайте спокойно. Бдительность надо проявлять на неровном льду – на уклоне, перед светофорами – лед может быть неровным. Шишечки и катышки вообще не имеют сцепления, и на них остановиться может только Бэтмен. Поэтому, завидев шишечки, сбросьте скорость заранее, до въезда на них.

Ловушка 4. Лед в повороте

Это хуже, но не смертельно, если ваша скорость не стремится к космической. Ваша задача – сделать траекторию прямее. Допустим, поворот левый (налево). Перед льдом прижмитесь вправо, к обочине, выпрямите руль максимально и слегка срежьте дугу поворота, притираясь к осевой. Газ держите ровно. Выходите из поворота ближе к своей обочине. На переднем приводе при начале заноса слегка прибавьте газа, на заднем – его подсбросьте. На полном – зависит от «наклонностей» вашего типа 4WD. Модели Mercedes 4matic, Toyota с акцентом на зад (Mark II Four, Crown Four и т.д.) – действуйте как на заднем приводе. Подключаемый автоматом полный – на допускайте пробуксовки ведущей передней оси (а то подключится в самый неожиданный момент задок, и вас может выкинуть с дороги. Такой пакостью славились старые Honda CR-V). На постоянном полном просто давите газ. В любом случае помогайте себе рулем, поворачивая в сторону заноса. Если не будете поворачивать (бывает, что некуда), то не парьтесь и проходите поворот боком, в скольжении. Так тоже можно! Работайте газом, и все закончится хорошо. Главное – не жмите тормоз – улетите обязательно. Но еще важнее, не влетать в поворот быстро, это рекомендуется всем, в принципе. Потому что и лед в одном и том же месте каждый день бывает разный: менее скользкий в холодный пасмурный день и похожий на масло в теплый.

Ловушка 5. Лужа в повороте

Тут примерно то же самое, что и со льдом, только хуже. Лужа -- весьма опасная штука, она может сломать курс машины. Если лед всегда ровный, то на дне лужи может быть яма. Удар по подвеске иногда приводит к ее ремонту. Поэтому проезжаем лужи медленно и осторожно. Если едете по ней одной стороной, готовьтесь к тому, что машину поведет: сопротивление на бортах разное. Резкие действия педалями и рулем и здесь запрещены.

Ловушка 6. Заливание грязью

Проезжая лужи аккуратно, вы не поднимете веер грязных брызг и не обольете ни свой автомобиль, ни соседний, ни пешеходов. А попадание большого количества мутной коричневой воды на лобовое стекло вызывает мгновенное ослепление. Поэтому бдите за собой, за встречными и обгоняющими вас. На мокрой дороге въезд в лужу не бывает вдруг – его можно увидеть заранее. Подлетает сосед к луже – включите дворники или омыватель (он во многих машинах задействует дворники автоматически). Плесканется вода – а вы ее тут же смахнете.

Удачи вам и предусмотрительности!

Ольга Кокорина, «Номер один».
^