10.11.2004
Взрослые не всегда могут понять, что нарушает душевное равновесие ребенка. По сравнению с проблемами самих взрослых — нехваткой денег, потерей работы, болезнями, разводами — детские радости и горе порой кажутся им мелкими, не заслуживающими внимания. Чувствуя это, дети не всегда способны поделиться своими переживаниями с родителями. Порой в одиночестве они переживают очень трудные моменты своей жизни. Что же это за жизненные ситуации, неприятные для ребенка, которые требуют от взрослых поддержки и внимания?
Болезнь, потеря, смерть животного
Для ребенка животное — это верный друг, с которым можно не только играть, но и делиться горем и радостью, доверять свои сокровенные тайны. Животное для него — это еще и защита, психологический щит, ведь на него ребенок может позволить себе выплеснуть все свои эмоции: поговорить с ним, поласкать, отругать его, даже наказать. И ребенок не услышит от животного в ответ ни слова упрека. Собака не способна отругать ребенка, она не накажет за непослушание, а только успокоит и в трудную минуту будет рядом. Вот почему болезнь или смерть любимых животных дети переносят очень тяжело. Для многих из них такая ситуация — это первый опыт переживания горя. Дети как бы чуть-чуть сиротеют, уходят в себя, становятся незащищенными. Горечь потери друга для многих детей может сочетаться с чувством вины. Им кажется, что это именно они вовремя не помогли животному, что именно из-за них он попал под машину или потерялся. Подобная ситуация может осложняться раскаяньем: ребенок вспоминает, что когда-то отругал своего пса, не пошел с ним гулять, нечаянно наступил на лапу. Проблема обрастает чувствами, страхами, бессилием что-либо изменить. Если родители и другие взрослые сумели поддержать своих детей в эту трудную минуту, разделили с ними их чувства, помогли отыскать друга, детям будет намного легче пережить эту трудную ситуацию. Если же они оказались в стороне или даже способствовали разлуке с любимым животным, обида ребенка на них может сохраниться на всю оставшуюся жизнь.
Плохие отметки в школе
Самочувствие (особенно младших школьников) тесно связано с отметками. Сначала дети радуются любым отметкам, но затем очень быстро начинают понимать их значение. Если плохие оценки в школе выступают как символ наказания, деления детей на "умных" и "глупых", как средство возвышения одних и унижения других, они легко могут травмировать его психику. Из-за плохих оценок у детей формируется чувство вины, стыда, тревожность, неуверенность в себе, боязнь ситуации соревнования. Особенно болезненно относятся к отметкам двоечники и отличники, т. е. те дети, у которых мало опыта получения разных отметок. Когда же родители устанавливают за детьми строгий контроль, наказывают их за каждую плохую оценку, они лишь усугубляют ситуацию: ребенок начинает больше бояться гнева родителей, чем сосредотачивается на учебе. Даже возможное получение плохой оценки может вызвать у ребенка парализующий страх, неуверенность в своих знаниях. Родителям следует настраивать детей на позитив, укреплять в них уверенность в своих силах, ведь и они в детстве получали двойки, но ничего страшного из-за этого с ними не произошло.
Травмы и опасные для жизни ситуации
Из всех запретов, которые родители используют для контроля за поведением своих детей, запреты, касающиеся безопасности, повторяются чаще всего. Но как ни запрещай детям лазить, прыгать и бегать, они продолжают и будут продолжать падать с деревьев, ломать руки и ноги. Это обусловлено самыми разными факторами: от плохой координации движений и еще не сформированных полностью процессов произвольной регуляции поведения до таких свойств личности, как любознательность и склонность к риску. Любые травмы для ребенка — это страх, боль, страдание. То, как ведут себя рядом с детьми их родители, на всю жизнь остается в их эмоциональной памяти. Медицинская помощь обязательно должна сочетаться с профессиональной психологической помощью. И ни в коем случае не ругайте ребенка, ему сейчас и так все понятно и очень тяжело. Просто подарите ему больше любви и ласки.
Материальные утраты и нарушение покоя взрослых
Дети, в отличие от взрослых, целыми днями прыгают, играют и всячески резвятся. Их энергия способна разрушить все на своем пути. Потому они роняют, ломают, разбивают многие вещи, в том числе и ценные для взрослых. Внезапно оказавшись в такой ситуации, ребенок очень боится наказания. Дело в том, что дети еще не очень хорошо разбираются в ценности испорченных вещей и часто считают, что совершили непоправимое, испортив даже не представляющую ценности вещь. Вина и страх толкают детей скрывать разбитые и испорченные вещи, и вплоть до того момента, как взрослые поймут, в чем дело, они нервничают и боятся. Если учесть, что многие родители действительно наказывают и даже бьют своих детей за подобные поступки, можно представить, как тяжело приходится детям, насколько безвыходным оказывается их положение. К сожалению, не все родители способны философски подойти к таким материальным утратам и понять, что психическое здоровье ребенка дороже любой испорченной вещи.
Напряженные отношения в семье
Психика ребенка развивается в контексте тех отношений, которые складываются внутри семьи. Для ребенка семья — это его колыбель. Здесь он впервые получает признание своего "Я", находит тех людей, с которыми он может поделиться своими переживаниями, которые поддержат его. Поэтому любой конфликт в семье — это серьезный стресс для ребенка. Это касается конфликтов и между родителями, и между ребенком и взрослыми. Присутствуя при ссоре родителей, ребенок в первую очередь испытывает страх, иногда парализующий. Он может неподвижно сидеть где-нибудь в углу и слушать. В эти минуты ребенок чувствует свою незащищенность, ведь родители, которые обычно стоят на его защите, вдруг становятся людьми, пугают его. Если конфликты между родителями часты, то ребенок постоянно находится в состоянии тревоги, что может нарушить не только психическое, но и физическое здоровье ребенка (в частности, может пострадать сердечно-сосудистая система). Поэтому, если нет возможности избежать выяснения отношений, постарайтесь хотя бы вывести ребенка из комнаты, отправьте его к бабушке или погулять. Конфликты между ребенком и взрослыми в семье также тяжело переносятся детьми, особенно если они спровоцированы родителями. Так, безразличие, отвержение или враждебное поведение, особенно со стороны матери, может сыграть роковую роль в судьбе малыша. Только при устойчивой связи с матерью у детей формируется отношение доверия к социальной среде, чувство защищенности, при нарушении этой связи возникают страхи, депрессии и расстройства поведения. Явное или мнимое предпочтение одного ребенка другому в семье — наиболее частая причина внутреннего конфликта у ребенка, в то время, как родителям данная ситуация представляется как воспитательная: расхваливая Васю за то, что он помыл посуду, они ждут от Пети некоего раскаянья в том, что он ее не моет. Но ребенок часто понимает слова родителей буквально: "Вася хороший, а я плохой". Если подобные воспитательные меры будут часто практиковаться в семье, то родители рискуют получить обратный результат. Петя будет злиться на родителей и Васю, перестанет верить в свои силы и следующую "победу" Васи над собой будет расценивать как еще одно доказательство своей несостоятельности. Важно понять, что у ребенка трудных жизненных ситуаций больше, чем полагают взрослые. Дети не всегда могут рассказать о них. Но наличие этих ситуаций родители легко могут заметить, наблюдая за поведением ребенка, просматривая его рисунки, анализируя его рассказы и сновидения, понимая причины его поступков.



^