08.05.2012
В апреле в России вступил в силу закон, ужесточающий требования для таксистов. Сегодня все таксисты должны оформляться в качестве индивидуальных предпринимателей, получать лицензию и прикрепляться к таксомоторным фирмам. Но в стране уже начали действовать схемы, которые позволяют обойти все запреты.
В апреле в России вступил в силу закон, ужесточающий требования для таксистов. Сегодня все таксисты должны оформляться в качестве индивидуальных предпринимателей, получать лицензию и прикрепляться к таксомоторным фирмам. Но в стране уже начали действовать схемы, которые позволяют обойти все запреты.

Как следует из закона, такси должны быть покрашены в одну цветовую гамму (какой именно цвет, каждый регион устанавливает сам. Кстати в Бурятии на законодательном уровне разрешено не перекрашивать машины), иметь на боку кузова «шашечки» и на крыше – фонарь. Кроме этого есть множество других условий типа прохождения техосмотра каждые полгода, медицинского осмотра водителя перед каждой поездкой.

Все эти мероприятия были призваны хоть как-то упорядочить сферу частного извоза, чтобы этой деятельностью могли заниматься только лицензированные фирмы, и убрать с улиц городов так называемых «бомбил». Последние, несмотря на все более жесткие законы, не переводятся и все еще находят себе клиентов. Даже лицензированные таксисты «в законе» соглашаются, что люди вынуждены «бомбить» не от хорошей жизни, а раз так, победить это явление крайне сложно.

Тем не менее, по информации МВД РБ, уже три недели сотрудники дорожно-патрульной службы проводят проверки и по их результатам наказывают нарушителей. Но в нашей стране закон на то и закон, чтобы постараться его обойти. Некоторые нелегальные таксисты пытаются хитрить в частном порядке, ставя шашку не на машину, как должно быть по закону, а на приборную панель внутри машины. Потенциальные пассажиры могут его видеть, но полицейским наказать такого таксиста будет проблематично – формально водитель ничего не нарушал.

Кроме этого, есть организации, которые позволяют бывшим «бомбилам» обходить закон уже в централизованном порядке. Как, например, в столице Бурятии уже почти год работает «служба заказа такси «Максим». Она стала довольно популярной благодаря низкой цене и тому, что такси можно заказать через Интернет или СМС-сообщением.

Схема работы всех подобных фирм довольно проста и эффективна, хотя и не гениальна. Некая служба заказа такси объявляет набор на работу таксистов, проводит при этом поверхностную проверку желающих и… все. Водитель лишь должен вносить абонентскую плату на счет, который ему указывают. Оператор, который может сидеть где угодно, в данном случае в Кургане или Тюмени, получает заказ от клиента и направляет его уплатившему абонентскую плату таксисту. Никаких шашечек не надо, внешне все выглядит так, как будто водитель просто подбирает попутчика на дороге. За такую конспирацию клиент получает более дешевый тариф, не отягощенный разными налогами и т.д., которые заложены в тарифе легальных таксистов.

Водителей в фирму привлекают такие фирмы тем, что от них не требуют регистрации в качестве ИП, не проводят каждый день медосмотр. К тому же, у них таксистом может стать почти любой. Если в законе минимальный водительский стаж определен не менее чем в три года, то на сайте этой фирмы висит объявление о наборе на работу, где написано, что принимаются на работу водители со стажем от одного года. На поверку оказывается, что и это требование не соблюдается. Водители могут иметь стаж менее одного года.

Такая свобода устраивает тех таксистов, которые занимаются перевозкой пассажиров в свободное от основной работы время. Они просто дают свой сотовый номер одной или нескольким фирмам, подобной «Максиму», и находят клиентов, даже «бомбя» без «шашки». Фирма подробно инструктирует своих водителей, что делать, чтобы не быть пойманным полицией. Рекомендуется отвечать, что водитель просто подвозит знакомых. По большому счету в этом даже вранья не будет – познакомиться с пассажирами водителю никто не мешает. Единственное, как можно поймать за руку таких таксистов, это сработать на живца. Т.е. если сотрудник правоохранительных органов заказывает такси посредством таких служб заказа такси. Но это только, если кто-то очень сильно захочет бороться с ними – доказать факт правонарушения все равно будет очень непросто.

Владимир Бадмаев, «Номер один».
^