16.05.2012
Бурятия не сможет в ближайшее время развивать местные авиалинии
Бурятия не сможет в ближайшее время развивать местные авиалинии

Это история о том, как в «нулевые» годы власти Бурятии и России по собственной глупости или из-за личных материальных выгод потеряли целую взлетную полосу. Суды соглашаются, что у Российской Федерации «свинтили» актив, но сделать уже ничего невозможно.

Правительство Бурятии несколько лет назад бросило клич – дескать, восстанавливаем малую авиацию в Бурятии. Но, как выяснилось, бывшие советские аэродромы с взлетными полосами в районах республики в большинстве своем никакую авиацию принимать не могут. Там уже улицы с огородами стоят или царит полная запущенность, вплоть до трехметрового бурьяна. Но некоторые аэродромы все-таки работали, например, в Таксимо.

Началась тихая борьба за восстановление аэропортов и взлетных полос. Понеслись суды за права на активы. Наиболее показательным процессом следует считать дело с взлетной полосой в Таксимо. Неадекватность ситуации поражает.

Собственники на Кипре

Когда-то все это северное авиационное хозяйство принадлежало государственному «Улан-Удэнскому авиапредприятию». Но в 1994 году Госкомитет Бурятской АССР по имуществу решил все на корню приватизировать. И зачем-то по доброте душевной или по глупости включил в перечень взлетно-посадочную полосу в Таксимо. Так началось эпическое путешествие той «взлетки» по юридическим конторам и адресам.

Приватизированную компанию назвали ОАО «Бурятские авиалинии». Она проработала до своей кончины по причине банкротства до 2001 года. Весь бизнес вместе с имуществом был продан ООО «Медиа Групп». Десять лет назад грунтовое недоразумение длиной почти в два километра, названное «взлетной полосой в Таксимо», было не особо кому нужно. Поэтому в 2002 году между «Медиа Групп» и «Международным аэропортом Улан-Удэ» был заключен договор. Головное предприятие скинуло «дочке» это неликвид в виде полосы. Просто передало, и все.

Контора с пафосным названием «Международный аэропорт Улан-Удэ» тоже недолго думала. Спустя пару лет она передает полосу на «основании разделительного баланса» другой «дочке» - ОАО «Аэропорты местных воздушных линий». Там с 2004 года взлетная полоса и пребывает. Вместе с зарегистрированным правом собственности.

Все вышеперечисленные юридические лица между собой аффилированы. И концы всех уходят на остров Кипр. Например, «Аэропорты местных воздушных линий», которые по сей день работают в Бурятии и являются владельцами аэродромов в сельских районах Бурятии, на 100 процентов принадлежит «Девакия Трейдинг Лимитед». Адрес: город Никосия, 1660, улица Карпениси, 30. Также в состав аффилированных лиц входят «Авиакомпания «Бурятские авиалинии», «Байкалавиасервис» и частные лица. Среди последних выделяется Тамара Пайвина, которая является одновременно генеральным директором как «Бурятских авиалиний», так и «Местных аэропортов».

Ничего плохого в Кипре нет. При глобализации пусть регистрируют и владеют хоть с Антарктиды. Однако с взлетной полосой в Таксимо получилась большая закавыка.

Незаконная приватизация

Еще в 1992 году были прописаны «Особые условия акционирования и приватизации аэропортов», утвержденные в правительстве России. Там четко сказано: «при приватизации аэропортов в состав уставного капитала обществ, в частности, не включаются взлетные полосы». В Москве все эти годы пребывали в уверенности, что взлетная полоса принадлежит Российской Федерации. И даже включили ее в Реестр федерального имущества.

Но та же самая полоса в Таксимо есть и в другом крутом списке - Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Где она числится за киприото-бурятскими «Аэропортами местных воздушных линий». Нонсенс за пределами понятия о государственном порядке.

В это время, напомним, правительство Бурятии пожелало разобраться с аэропортами. У тех своя печаль – можно брать федеральные деньги на развитие авиации, в том числе на реконструкции местных взлетных полос. Ну и тем самым радовать население частыми рейсами по Бурятии. Но как заводить государственные инвестиции, когда непонятно кто владелец объекта, и вообще, кому доверять деньги конкретно в Таксимо?

В результате Роснедвижимость подало в суд на «Аэропорты местных воздушных линий». Эпические суды продолжались несколько лет. Разные инстанции давали взаимоисключающие решения. Дошло до Высшего Арбитражного Суда России… и вернулось на первую инстанцию в арбитраж Бурятии. 11 мая 2012 года Арбитражный суд Бурятии вынес решение как приговор деятельности федеральных и местных властей в нулевые годы.

Поезд ушел

По его мнению, «спорное имущество выбыло из владения Российской Федерации помимо воли собственника, поскольку отсутствуют доказательства волеизъявления Российской Федерации на отчуждение спорного имущества в ОАО «Бурятские авиалинии». Это про самое начало, про приватизацию взлетной полосы в 1994 году.  

Далее: «Собственником спорного имущества в силу закона является Российская Федерация. Не могло быть спорное имущество включено в конкурсную массу при банкротстве ОАО «Бурятские авиалинии» и продано в составе его бизнеса». Все вроде бы идет, с точки зрения федералов, просто замечательно.

Более того, нынешним держателем «Аэропортами местных воздушных линий» «имущество приобретено по ничтожному договору купли-продажи». И еще: «Ответчик не мог не знать о запрещении отчуждения спорного объекта. В связи с чем ответчик не отвечает признакам добросовестного приобретателя».

Казалось бы, осталось вынести решение и вернуть взлетную полосу в лоно государства. И тут как гром среди ясного неба: «Суд считает, что срок исковой давности в данном случае истцом пропущен». О как! «Роснедвижимость» не имеет вообще никаких прав на объект. Даже после того, как выявлена недобросовестность противной стороны. В общем, суд как детей отвозил местных федеральных чиновников из Территориального управления Федерального агентства Роснедвижимости.

Хозяева набивают цену

Почти 20 лет назад в Бурятии «умыкнули» федеральный объект, причем вопреки всем действовавшим тогда законам. Местные чиновники в Бурятии дали аномальное согласие на приватизацию, федеральные здесь же годами упорно не замечали факт перехода государственного имущества в частные руки. Вплоть до появления параллельного права собственности на один и тот же объект, как у государства, так и у бизнеса.

Итак, после первой инстанции взлетная полоса осталась за «Местными аэропортами». Причем, если ранее грунтовая полоса и деревянный сруб а-ля аэровокзал в чистом поле на далеком севере не имел особой ценности для бизнеса, то теперь все изменилось. Правительству нужен этот объект для развития авиации, значит, это уже вопрос цены и предмет торга. Однажды ровно так же продался аэропорт в Улан-Удэ австрийцам, а потом внезапно живыми деньгами за него заплатил Михаил Слипенчук. Почему бы не повторить фокус?

Тем более, что сами «Аэропорты местных воздушных линий» вкладываться в таксимовскую инфраструктуру не спешат. В течение последних двух лет на директора компании заводилось административное дело и выдавалось предписание транспортной прокуратурой за аэропорты в Таксимо и Нижнеангарске в части недостаточного внимания к зданиям аэропортов в вопросах безопасности авиаторов и пассажиров. В правительстве Бурятии неофициально также отмечают, что собственник не особо торопится обустраивать взлетные полосы и аэропорты. Учитывая, что это была только первая инстанция, борьба за актив в самом начале.

Виктор Золотарев, «Номер один».
^