23.05.2012
Более четырехсот депутатов представительных органов всех уровней власти Бурятии собрались в пятницу, 18 мая, в театре оперы и балета на свой съезд. Одним из главных вопросов мероприятия стали деньги. Деньги, на которые власти – региональные и муниципальные, – осуществляют свои полномочия.
Более четырехсот депутатов представительных органов всех уровней власти Бурятии собрались в пятницу, 18 мая, в театре оперы и балета на свой съезд. Одним из главных вопросов мероприятия стали деньги. Деньги, на которые власти – региональные и муниципальные, – осуществляют свои полномочия.

Все деньги – в Центр

Съезд проходит уже в третий раз, и на этот раз главным вопросом в повестке стали межбюджетные отношения – муниципалитеты республики считают, что должны получать большую долю собираемых на их территории налогов. По мнению выступавших, у регионалов, а тем более у районов, нет необходимых ресурсов для выполнения своих обязанностей. И здесь на первый план выходит проблема межбюджетных отношений.

В своем докладе эту проблему всецело осветил представитель Бурятии в Совете Федераций Иннокентий Егоров. Политика централизации власти, по его словам, привела к некоторым негативным последствиям, одним из которых стала концентрация наиболее важных полномочий на федеральном уровне. Из чего исходит проблема произвольного распределения полномочий сверху вниз без социально-экономических обоснований. При этом интересы регионов и муниципальных образований учитываются далеко не всегда.

Нет стимула для развития

Бюджетная обеспеченность субъектов сокращалась с конца 90-х годов, что привело «к большой перегрузке субъектов финансовыми обязательствами и невозможностью эффективно осуществлять эти полномочия», считает сенатор. По его словам, доля собственных налоговых доходов в 97-м году составляла почти 56 процентов, в прошлом году эта цифра снизилась до 34,5 процента. При этом, по прогнозам, тенденция сохраняется в ближайшие годы.

Из-за чего доля муниципалитетов в стране, которые самостоятельно могут обеспечить свои расходные обязательства, составляет лишь двадцать с половиной процентов. У Республики Бурятия в этом списке незавидное положение - она более чем наполовину зависит от дотаций федерального бюджета, доля которой в региональном бюджете составляет 53 процента, что является показателем по стране чуть выше среднего.

«В результате без получения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности около четверти субъектов не могут осуществить в полном объеме свои полномочия, а у регионов нет стимула для самостоятельного развития», - подытожил сенатор неутешительную статистику.

Сотни миллионов потерь Улан-Удэ

Руководство города Улан-Удэ часто поднимает вопрос межбюджетных отношений, заявляя, что республика и федеральная власть забирает большую часть их доходов, давая взамен меньше необходимой суммы. Поэтому председатель горсовета Улан-Удэ Александр Голков не мог не затронуть эту проблему.

В своем докладе он отметил потери, которые  наносят городу  неправильные законы. Так, если бы государственные пошлины и штрафы шли не в федеральный, а в местный бюджет, это принесло бы городу дополнительные 117,5 миллиона рублей. Еще больше - более полумиллиарда рублей - бюджет города недополучит из-за неправильного норматива отчислений в городской бюджет по НДФЛ ( налогу на доходы физических лиц.)

По информации Александра Голкова, этот норматив в соответствии с Бюджетным кодексом РФ должно быть не менее 40 процентов, тогда как Улан-Удэ остаются лишь тридцать.

«Только закрепление норматива отчислений по налогу, взимаемому при применении упрощенной системы налогообложения в размере 50 процентов, могло бы дать бюджету города 315 миллионов рублей», - считает председатель горсовета. Все эти потери при сложении образуют довольно круглую сумму, которая существенно увеличила бы бюджет Улан-Удэ.

«Мы еще раз обращаем внимание на то, что межбюджетные отношения должны стать не только инструментом выравнивания, но и стать инструментом развития доходной базы муниципалитетов, стимулирования инвестиционной политики», - заявил Александр Голков.

Отстаивать интересы

Его коллега, председатель Закаменского городского совета Владимир Попов также заявил, что «насущная задача, которая стоит сегодня перед депутатами, – это увеличение доходной части бюджета, для того чтобы мы могли исполнять свои полномочия».

Одним из негативных последствий недостатка финансов является, по его словам, низкая активность депутата и его небольшой авторитет среди населения: «Поэтому, считаю, что для выполнения своих полномочий каждому депутату необходимо предусмотреть средства из бюджета поселения, но это не всегда получается ввиду низкой финансовой обеспеченности».

Если суммировать выступления депутатов от федерального парламента, требуется пересмотреть форму межбюджетных отношений. Бурятия должна выстроить свою позицию по этому вопросу, так как, по словам Иннокентия Егорова, на федеральном уровне эти вопросы обсуждаются, и регионам самим нужно активнее участвовать в отстаивании своих интересов.

Владимир Бадмаев, «Номер один».
^