13.06.2012
На смену вечно критикуемому закону о государственном заказе идет некая «Федеральная контрактная система», и это серьезным образом повлияет на жизнь Бурятии – ведь государство является крупнейшим заказчиком для многих фирм республики.  
На смену вечно критикуемому закону о государственном заказе идет некая «Федеральная контрактная система», и это серьезным образом повлияет на жизнь Бурятии – ведь государство является крупнейшим заказчиком для многих фирм республики. Кроме того, внутри региона происходят тектонические сдвиги – организацией продажи лесных участков, земли и имущества госсобственности будет отныне заниматься Агентство по госзакупкам. Подробности реформ в интервью «Номер один» пояснил глава агентства Егор Олзоев.

- На смену ФЗ-94 идет некая «Федеральная контрактная система». Что это такое?

- Дело в том, что 94-ФЗ регулировал только стадию размещения заказа. Федеральная контрактная система (ФКС) предполагает более комплексное регулирование в прогнозировании, планировании, размещении и исполнении госзаказа. При этом на каждой стадии устанавливаются обязательные для исполнения государственными и муниципальными заказчиками требования, а также юридическая ответственность.

Бурятия готова к таким нововведениям. Например, планирование республиканского госзаказа наше агентство начало еще в 2008-2009 годах. Думаю, что наш опыт был учтен. Что касается исполнения контракта… Мы вели несколько лет назад реестр госконтрактов. Потом эту функции законодательно передали в ведение Федерального казначейства. Тем не менее через интеграцию мы можем видеть реестр, в том числе ход исполнения контрактов. В общем, есть все предпосылки, что Бурятия достаточно безболезненно войдет в ФКС.

- Какие существенные изменения для заказчиков и подрядчиков появятся при внедрении ФКС?

- Пока это в проектном виде, но с появлением ФКС будет расширена возможность выбора способов торгов. К существующим электронному аукциону и открытому конкурсу добавятся двухэтапный конкурс, конкурс с ограниченным участием и запрос предложений.

Значительная часть торгов уйдет в форму различных конкурсов. Сохранится и электронный аукцион с универсальным сроком размещения информации 7 дней. Сейчас аукционы с начальной ценой от 3 млн руб. проводятся не ранее чем через 20 дней с момента объявления на общероссийском сайте. Останутся и запросы котировок цен, однако к числу ограничений на их проведение добавится и общий годовой лимит – не более 10 процентов от объема всех закупок того или иного ведомства.

Появятся и конкретные ответственные исполнители заказчика за результат госзаказа, так называемые «контрактные управляющие», «контрактная служба заказчика» - это специалисты и специальное структурное подразделение заказчика, занимающиеся всеми вопросами планирования, размещения и исполнения контрактов.

Вероятно, нас ждут и другие нововведения.

- Внутри Бурятии также грядут революционные нововведения. Республиканское агентство будет заниматься не только привычной организацией закупок, но и другими видами торгов. Продажа чего конкретно переходит в ваше агентство?

- Наше агентство начало заниматься так называемыми «иными публичными торгами». Это торги по республиканской собственности – продажа и сдача в аренду имущества, а также земли (за исключением земель сельхозназначения). Также месторождения природных ресурсов, находящиеся под юрисдикцией Бурятии – известняк, щебень и прочие, но не золото, нефрит или молибден с ураном. Реклама на носителях, находящихся на республиканской земле или государственных зданиях. А также сдача в аренду лесных участков, их продажа. По части таких торгов уже есть нормативное правовое решение, по другим проект нормативного правового акта проходит согласование. Все это делается по инициативе главы Бурятии с целью создания и реализации единых принципов организации и проведения торгов, информационного сопровождения, нацеленности на общий социально-экономический эффект.

В ближайшее время мы уже начинаем организацию публичных торгов по некоторым позициям. При этом хочу подчеркнуть, что мы выполняем функции только организатора торгов, все остальные функции, в том числе собственно продажа или сдача в аренду, остаются у профильных министерств и ведомств.

- Как Вы оцениваете состоявшееся два года назад внедрение электронных аукционов? Критики государственных заказов поубавилось?

- При всех издержках и критике в адрес ФЗ-94 и электронных аукционов я полагаю, что это был шаг вперед. Все-таки произошел прорыв информатизации в широкие слои бизнес-сообщества и на все уровни государственной и муниципальной власти. Все заказчики и все предприниматели – участники торгов стали пользоваться электронным документооборотом, электронно-цифровой подписью.

Благодаря единому сайту госзакупок повысилась прозрачность и открытость торгов. Вследствие чего увеличилось число участников, а также расширилась «география» их представительства. В наших закупках теперь участвуют не только соседи по Сибирскому федеральному округу, но и организации, расположенные в западной части страны, а также на Дальнем Востоке.

Электронные аукционы имеют меньше коррупционных рисков, а также риска коммерческих сговоров, хотя полностью исключить и то, и другое, к сожалению, не могут. Это более простой и оперативный по сравнению с обычным, «молоточным», аукционом способ размещения заказа.

В то же время критика в адрес электронных аукционов раздается в основном со стороны строительного сектора, сектора различных услуг и научно-исследовательских институтов. Здесь, пожалуй, следует согласиться. Не все торги можно размещать, ориентируясь только на ценовой критерий. Есть сложные заказы, где в первую очередь необходимо объективно оценивать квалификационные возможности участников как потенциальных исполнителей работ или услуг. Поэтому в таких торгах требуются дополнительные критерии для отбора победителя.

И особо хотел бы отметить, в связи с внедрением электронных аукционов, что Бурятия была пилотным регионом в РФ по переходу к данной форме торгов и автоматизации размещения госзаказа. Мы гораздо раньше остальных интегрировали в опытном порядке наше программное обеспечение АИС Госзаказ Республики Бурятия с общероссийским официальным сайтом. Именно с нами проводились испытания сайта и его практическая доработка, и мы с этой задачей справились в установленные сроки к январю 2011 года. Бурятия была также первым российским регионом, который интегрировался с федеральными электронными торговыми площадками – Сбербанком и РТС. Остальные регионы работали с электронными площадками вручную. В дальнейшем наш опыт переняли еще 6 регионов Сибири. Сейчас данный процесс продолжается как на уровне регионов, так и на уровне крупных муниципалитетов. Главным результатом нашей работы стало то, что мы не сорвали размещение ни одного заказа Республики Бурятия.

Артем Самсонов, «Номер один».


^