13.06.2012
29 мая в театре оперы и балета состоялась премьера двух одноактных балетов в рамках проекта «Перетекающие миры».
29 мая в театре оперы и балета состоялась премьера двух одноактных балетов в рамках проекта «Перетекающие миры».

В последнее время театр оперы и балета сотрясают разного рода скандалы. Мир бурятского балета рисуется жестоким миром, полным сплетен и интриг. Все это, конечно, не может не отразиться на имидже театра, его восприятии зрителями. Возможно, поэтому на премьере нового проекта зал был полупустым.

А жаль. Проект получился весьма интересным и красивым. Балетная труппа продолжает обучаться импровизации и новым формам балетного искусства. Авторы объясняют проект «Перетекающие миры» как мгновения или состояния, где мир реальный переходит в мир ирреальный – мир снов, сказок, фантазий, «мир боли и страданий». Балет – это «картины перетекающих миров», это чувственные и красочные жанровые сцены, которые фиксируют время, персонажей, их эмоции и движения, реконструируют изменчивую картину прошлого, отражают сущность мироздания. Проект состоит из двух спектаклей – «Пенелопа» и «В точку».

Над спектаклем «Пенелопа» трудилась большая команда. Помимо Петра Базарона, начинающего балетмейстера, студента Санкт-Петербургской консерватории им. Римского-Корсакова, над постановкой работали балерина Баярма Цыбикова, которая исполнила главную роль, юная балерина Галсана Доржиева, отвечавшая больше за организаторскую часть проекта, режиссер Юрий Герцман, художник-постановщик Мария Первушина, либреттист-сценарист Ольга Герпиченкова.

Балет создавался специально для Баярмы Цыбиковой, которая является автором всего проекта «Перетекающие миры».
«Исходя из характеристик Баярмы, мы должны были создать постановку, - рассказывает Петр Базарон. - Хотелось подчеркнуть качества Баярмы – это, прежде всего, интеллектуальный танец, когда человек не просто танцует, а наполняет движения какими-то переживаниями».

Авторы взяли за основу произведение Гомера «Одиссея». Здесь Пенелопа олицетворяет терпение, любовь, самопожертвование. Как поясняет юный балетмейстер, это глубокий драматический образ. Балет выполнен в минималистическом стиле: белые тона, длинные юбки в греческом стиле, колонны. «Пенелопа» интересна современной хореографией. Некоторые движения взяты из истории Древней Греции. Например, когда к дому Пенелопы стали подходить женихи, они демонстрировали ей свои ладони и зубы. В древнем мире так определяли, к какой касте принадлежит человек.

В постановке используется очень интересная музыка. Ее авторы – Зои Китинг, музыка которой составляет основу спектакля, и Клим Лик. Музыканты из Америки. Они решили подарить театру свою музыку.

Балет «В точку» ставил в Бурятии известный хореограф из Германии Тамаш Мориц. Его пригласили с целью развития современного танца в Бурятии и ознакомления артистов с системой импровизации, разработанной Уильямом Форсайтом.
Концепция балета «В точку» - это максимальная свобода танца, сочетание импровизации в музыке и в танце. Артисты танцевали под музыку Рахманинова и горловое пение в исполнении Виктора Жалсанова.

Тамаш Мориц – это второй после Питера Куанца приезжий хореограф с огромным количеством титулов и соответствующими запросами. Он работал на многих лучших балетных площадках мира: Высшая школа танцев Дрездена, Королевская академия Антверпена, Венецианский биеннале, ArchiTanz в Токио, PARTS в Брюсселе, в Корейском государственном университете искусств.

Соня Матвеева, «Номер один».
^