20.06.2012
Несмотря на то, что публичные слушания по программе социально-экономического развития и бюджета республики прошли в достаточно спокойной обстановке, депутаты Народного Хурала указали на многочисленные недочеты в этих документах. Парламентарии рекомендовали правительству более качественно прогнозировать доходы республики и внести изменения в программу СЭР или даже изменить ее.
Несмотря на то, что публичные слушания по программе социально-экономического развития и бюджета республики прошли в достаточно спокойной обстановке, депутаты Народного Хурала указали на многочисленные недочеты в этих документах. Парламентарии рекомендовали правительству более качественно прогнозировать доходы республики и внести изменения в программу СЭР или даже изменить ее.

У нас все хорошо?

Исходя из докладов исполняющих обязанности министров экономики и финансов, минувший год был для республики успешным. Многие индикаторы программы социально-экономического развития были перевыполнены, а 2011-й год республика «закрыла» с профицитом бюджета в 73 миллиона рублей.

В свою очередь, председатель Счетной палаты республики Евгений Пегасов отметил позитивные тенденции в бурятском бюджете. По его словам, нарушений в расходовании бюджетных средств выявлено не было. Кроме того, он отметил, что республика начала больше зарабатывать сама, а доля федеральных поступлений в бюджете Бурятии снизилась.

- К примеру, в общем объеме поступивших доходов доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета уменьшилась до 58,3 процента. Для сравнения в 2010 году этот показатель был 61 процент, - сказал Евгений Пегасов.

СЭР нуждается в модернизации

В свою очередь парламентарии, хоть и поддержали программу, но указали на ее множественные недочеты. Так, Иринчей Матханов в своем выступлении заявил, что правительству не следует опираться на индикаторы СЭР. Он отметил, что в основном экономика республики опирается на крупные предприятия федерального значения, такие как Улан-Удэнский авиазавод и ЛВРЗ. По его словам, если их не брать в расчет, то у республики ничего не останется.

- На сегодня мы реальную картину не представляем. По индикаторам все развивается хорошо. Но, при всем уважении, правительство Бурятии не может влиять на политику, например, Гусиноозерской ГРЭС. Нашему правительству надо заниматься своей экономикой. Поэтому я считаю, и ряд здравомыслящих экономистов республики тоже, что программу надо менять.

Как пример, Иринчей Матханов привел данные о сельском хозяйстве. Объем производства продукции в этой отрасли в республике за 2011 год составил 16 тысяч рублей на жителя, притом, что в среднем по России он равен более 24 тысяч.

- Мы на предпоследнем месте. Возможно, программа и должна составляться по индикаторам, чтобы отчетность выглядела красиво. Но мы же понимаем, что программа не может развиваться без глубокой проработки, - сказал депутат.

По мнению депутата, Бурятии необходимо вернуться к опыту времен СССР, когда существовали предприятия государственного и республиканского уровней, создать государственный заказ на подготовку специалистов в соответствии с принимаемыми программами. Кроме того, как считает Иринчей Матханов, нужно проанализировать объемы производимой в Бурятии продукции, экспорт, а также потребности населения.

Ситуация сложная

На проблемы сельского хозяйства в программе социально-экономического развития указал и председатель комитета Народного Хурала Бурятии по земельным вопросам, аграрной политике и потребительскому рынку Владимир Павлов. По его словам, ситуация в этой отрасли экономики сложная.

- Уровень доходов работников отрасли является одним из самых низких по региональной экономике. Наблюдается высокий уровень безработицы. Низкая производительность труда и, как следствие, низкая эффективность сельскохозяйственного производства, - отметил депутат.

Кроме того, он указал на недостаточное финансирование мероприятий по обеспечению жильем сельских жителей. Павлов отметил, что это является недопустимым, учитывая высокую потребность сельских жителей в жилье. А республиканская целевая программа «Развитие садоводческих и огородных и дачных некоммерческих товариществ» до сих пор не начата.

Также депутат считает, что картина, представленная в отчете по программе СЭР, искажена. По его мнению, реальное положение дел невозможно определить по индикаторам, из которых сегодня складывается оценка работы СЭР.

- Необходимо отметить, что количество индикаторов в программе 2011-го года значительно меньше количества индикаторов, предусмотренных программой на 2008-2010 годы, - сообщил депутат. – Так, по сельскому хозяйству количество программных индикаторов сократилось с 29 до 3. По пищевой и перерабатывающей промышленности - с четырех до одного индикатора. Считаем, что такое ограниченное количество программных индикаторов не в полной мере отражает ситуацию в данной отрасли.

По мнению комитета по земельным вопросам, аграрной политике и потребительскому рынку, основными показателями, характеризующими действительное положение дел в отрасли, является количество произведенной продукции и доля местного производства в продуктах, которые потребляет население Бурятии.

- Эти показатели должны обязательно найти свое отражение в индикаторах программы, - сказал Владимир Павлов.

Бюджет - всему голова

Во время слушаний депутаты отметили и другие проблемы недофинансирования отдельных республиканских программ в области здравоохранения, сельского и дорожного хозяйства. Кроме того, ряд индикаторов СЭР не был выполнен. Некоторые связывают это с многочисленными корректировками республиканского бюджета. Напомним, что в бюджет 2011-го года изменения вносились пять раз.

- Председатель Счетной палаты сказал, что нарушений в бюджете не выявлено. Тем не менее не все так гладко. На комитетах постоянно бывают серьезные дебаты и споры по исполнению бюджета, - заявил председатель комитета Народного Хурала по бюджету, налогам и финансам Даши-Доржи Цыренов. - Неоднократно высказывались мнения, что объем собственных доходов занижен. Это подтверждается итогами исполнения республиканского бюджета. При этом остается актуальная задача обеспечения точного прогнозирования доходов республиканского бюджета.

Депутат привел в пример тот факт, что в течение 2011 года только собственные доходы бюджета выросли более чем на три миллиарда рублей.

В свою очередь коммунисты Бурятии называют бюджет Бурятии «антисоциальным». По их мнению, одной из основных статей расходов бюджета республики является власть. По данным минэкономики Бурятии, годовые расходы на госслужащих республики составили 3,8 миллиарда рублей, или около 10 процентов от всего бюджета.

По их словам, только на председателя Народного Хурала Бурятии Матвея Гершевича бюджет потратил 3,5 миллиона рублей, в том время как на бурятский язык в 2011 году правительство выделило только три миллиона рублей.  

Алексей Пятков, для «Номер один».

^