27.06.2012
Город Улан-Удэ и раньше не блистал обилием архитектурных памятников, теперь же редкие крупицы настоящей городской красоты окружены и раздавлены стремительно растущим вокруг новоделом.
Город Улан-Удэ и раньше не блистал обилием архитектурных памятников, теперь же редкие крупицы настоящей городской красоты окружены и раздавлены стремительно растущим вокруг новоделом.

Главный убийца города, как старого Верхнеудинска, так и советского Улан-Удэ - это десятки типовых бессмысленных коробок, отделанных дешевым китайским пластиком. Мода на эти серые панели приобрела у нас какой-то просто катастрофический размах. Во всем нормальном мире такие панели используют для отделки торговых центров на окраине, где не важна архитектура как искусство. А для зданий, представляющих лицо города, такие панели просто неприемлемы. Это все равно, что на официальное мероприятие прийти в пляжных шортах и сланцах. При этом, я больше чем уверен, граждане-инвесторы, которые и заказали все это безобразие, искренне меня сейчас не поймут и скажут: «А что такого-то, это же красивые сланцы от Гуччи, за 100 долларов куплены». Ну, да, инвесторы зарабатывают деньги, им о высоком думать не положено. Тем более, на глаза медведь наступил, пожалеем их. Но, в городе же есть же целое управление архитектуры, которое должно комплектоваться профессионалами! Они все тоже ослепли?

Вы посмотрите на здания, являвшиеся символом Улан-Удэ последние 50-70, да даже и 100-200 лет. Храмы, купеческие дома, театр оперы и балета, «Забайкаллес», правительственный комплекс площади Советов. Эти здания живые, в них есть мысль и душа. Каждое из них - отражение четкого архитектурного стиля, а через него и своей эпохи. Архитектор из любой точки мира, посещая Улан-Удэ, «прочитает» эти здания. Скажет, чем руководствовались авторы проектов, откуда черпали свои идеи и какие возможности у них были.

Нынешние же постройки, которые составляют уже чуть ли не 50 % центра, - это какой-то образец безвкусицы и отсутствия мыслей как явления. Чистый бездумный функционал и экономия на всем, включая здравый смысл. А-ля маньчжурская барахолка. Что скажет житель Улан-Удэ лет через 50, глядя на эти дома? Что все эти пластмассовые коробки были построены в «эпоху отстоя», их нужно снести и забыть как страшный сон. Зданий, которыми можно было бы гордиться, которые можно было бы поставить в один ряд с нашей городской классикой, среди тех многих десятков уродин, построенных в последние годы, просто нет.

Да, по-настоящему красивых зданий и раньше у нас в городе было совсем немного. Да, застраиваемые сейчас площади пустовали и часто представляли из себя заброшенные помойки. Но разве нельзя было отвлечься от подсчитывания денег и хотя бы попытаться сделать город красивее? Это было во власти мэрии, и она с этой задачей не справилось. Самое грустное, что сделать с этим уже ничего нельзя.

Андрей Аносов, «Номер один».
^