11.07.2012
В Бурятии прошел IV Байкальский образовательный форум «От модернизации образования к социальным эффектам». На форум прибыли представители более 50 регионов Российской Федерации, делегации Монголии, Казахстана, Турции, Австрии, Израиля и США.
В Бурятии прошел IV Байкальский образовательный форум «От модернизации образования к социальным эффектам». На форум прибыли представители более 50 регионов Российской Федерации, делегации Монголии, Казахстана, Турции, Австрии, Израиля и США.

Нынешний форум было ознаменован сразу несколькими событиями федерального уровня. В этом году в мероприятии приняла участие руководитель Рособранадзора РФ Любовь Глебова. А также именно в нашей республике, на БОФе, приступил к обязанностям совершенно новый департамент министерства образования и науки России.

Миллиард на модернизацию

Гостей Байкальского образовательного форума встретили дирижабли.

Летательные аппараты с символикой форума встретили гостей у входа в бурятский театр драмы, где проходило пленарное заседание. Внутри театра гостей ждал еще один сюрприз. В каждом пролете лестницы, ведущей в зал, всех поднимающихся приветствовали поклоном нарядные девушки и парни в бальных костюмах. Причем реверансы в свой адрес получил буквально каждый из нескольких сотен участников. Все от оформления сцены до сценария мероприятия было продумано до мелочей.

В своей вступительной речи министр образования и науки республики Алдар Дамдинов отметил, что объем финансовых поступлений из федерального бюджета на модернизацию общего образования в республике за два года составил 1 млрд рублей. А в целом расходы республиканского бюджета на образование за три последних года увеличились на 70 %.

В результате реализации модернизационных проектов, по словам министра, в образовательной сфере республики уже произошли значительные изменения, которые привели к повышению заработной платы учителей, новому пониманию качества образования, развитию сети образовательных учреждений, повышению квалификации педагогов.

И вновь о ЕГЭ

Глава Рособрнадзора Любовь Глебова основной акцент в своем выступлении сделала на одном из самых животрепещущих в последнее время вопросов – ЕГЭ. Любовь Глебова признала, что результаты ЕГЭ не дают полную оценку достижений ученика, и тут есть еще над чем работать. В то же время она отметила, что бури негативных эмоций вокруг ЕГЭ постепенно сходят на нет.

Так, отмечается изменение обращений по «горячим линиям»: практически исчезли негативные отзывы об экзамене, а почти все вопросы касались лишь организационных моментов. В качестве еще одного позитивного момента приводится то, что уменьшилась зона «аномальных результатов» ЕГЭ.

- Количество регионов, результаты которых сомнительны, так мало, что даже не хочется их называть. Этому достижению способствовали меры, принятые в этом году: запрет мобильной связи, контроль над Интернетом. Однако я полагаю, что доверие к ЕГЭ будет основано не только на подобных фискальных мерах, - подчеркнула Любовь Глебова. - В общем можно сказать, что ЕГЭ в 2012 году прошел более спокойно. Но это не значит, что пришло время остановиться и перестать анализировать и оптимизировать систему государственного экзамена.

Она также заявила о прямой связи между результатами ЕГЭ и жизнью самой школы.

- Какова связь между ЕГЭ и теплым туалетом – вот что сегодня обсуждают. То есть насколько жизнь в школе – парты, туалеты, питание – влияет на результат образования, насколько помогают поднять уровень образования новые организационные механизмы, - отметила Любовь Глебова.

От условий жизнедеятельности школы, от подготовки учителей, от того, каким образом построено управление в школе, зависит то, какой результат даст ребенок на Едином государственном экзамене, считает глава Рособрнадзора. Но при этом ЕГЭ определяет только образовательный результат. Между тем ученик должен выходить из школы социально подготовленной личностью.

- ЕГЭ дает нам не полную, а только предметную оценку достижений ученика. Существующая система оценивания знаний не дает представления обо всем, что получает ученик в системе образования, - подчеркнула Любовь Глебова.

Качество образования не падает

Об этом также заявила Любовь Глебова, опровергнув точку зрения о том, что современное образование у нас становится все хуже и хуже.

- Мне хотелось бы возразить – не качество падает, а требования к этому качеству повышаются, - подчеркнула руководитель Рособрнадзора. – Современное образование старается дать ученикам знания, опыт, который пригодится им не сегодня, не завтра, а тогда, когда они станут взрослыми и смогут оценить все преимущества своего образования.

Обратила Любовь Глебова внимание и на то, что качество образования напрямую связывается с различными социально-экономическими аспектами, в первую очередь заработной платой учителей.

- Здесь идет самая важная работа: связь результатов образования с пониманием того, какой школа должна быть сейчас. Ведь от условий жизни в школе, от учителей, от системы управления и зависит результат образования ученика, - отметила она.
По ее словам, форум является богатой дискуссионной площадкой, на которой регионы-участники могут поделиться наработанным опытом.

- Самое главное – что мы можем рассказать друг другу, как мы прожили год, что нам удалось, - подчеркнула глава федерального ведомства.  

Новый департамент

Знаменательно, что первый рабочий день сотрудников недавно образованного департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и дополнительного образования Минобраза России прошел именно в Бурятии и именно на БОФ.

- Сегодняшний день для меня связан не только с открытием форума. Это еще и первый день нового департамента в структуре министерства образования России, - сообщила на пленарном заседании БОФ директор новой структуры Наталья Золотарева.
По ее словам, вопрос подготовки рабочих кадров имеет ключевое значение в модернизации экономики. Потому новый департамент призван закрепить позитивные тенденции программ профессионального образования и, с другой стороны, разрешить проблемы, связанные с рассогласованием образования и требованиями территориальных рынков труда.

Республика поделилась опытом

На Байкальском образовательном форуме прошла разнонаправленная работа пяти секций, основные темы и проблемы которых: модернизация финансово-экономических механизмов как условие нового качества образования; сквозные результаты и социально-экономические эффекты образования как фактор, определяющий качество жизни; общественные институты как ресурс модернизации страны; социально-экономическое развитие региона через модернизацию профессионального образования; информационная среда как механизм реализации принципа индивидуализации в образовании.

Также участники Байкальского образовательного форума посетили школы и детские сады города, где специалисты Улан-Удэ на практике показали и рассказали, как надо работать по-новому. Так, после ознакомления с опытом работы в гимназии № 14 и детском саду «Аленушка» гости попросили организовать для них дополнительный семинар, настолько все увиденное их заинтересовало:

- Спасибо за этот семинар, потому что он очень качественный, мы видим, что модернизация дала позитивные результаты, потому что качество образования в этой республике растет, мы уезжаем отсюда окрыленными, потому что знаем, что мы на верном пути. Мы знаем, что раз это покорилось Бурятии, значит, покорится и нам, - подчеркнула начальник управления образования из Черемхово Любовь Мороз.

Но республике есть чему и поучиться у других. Так, по инициативе организации «Общество без барьеров» в Улан-Удэ собрались представители из Австрии, Москвы. Главной темой семинара стал обмен опытом специалистов, работающих с детьми-инвалидами до семи лет.

В дальнейшем все материалы и результаты работы по всем направлениям, а также и резолюция форума будут переданы в Минобрнауки РФ.

Ждем министра России

В последний день работы Байкальского образовательного форума 5 июля в Москве глава республики Вячеслав Наговицын встретился с министром образования и науки РФ Дмитрием Ливановым. В ходе встречи были обсуждены вопросы дошкольного образования и перспективы создания Восточно-Сибирского научно-образовательного инновационного комплекса. Глава республики рассказал главе российского ведомства об итогах форума. Министр, в свою очередь, высказал намерение принять участие в следующем БОФ.

А пока у участников мероприятия нет сомнений в том, что нынешний форум уже в ближайшее время придаст новый импульс для модернизации всей российской школы.

Ольга Лазарева, «Номер один».
^