25.07.2012
Директор авиационного завода Леонид Белых о жизни и работе
Директор авиационного завода Леонид Белых о жизни и работе

Любое развитие  подразумевает скачок, преодоление препятствий. Визит на Улан-Удэнский авиационный завод заместителя генерального директора ОАО «Вертолеты России» по научно-технической политике и производству Андрея Шибитова был посвящен обсуждению насущных проблем предприятия: выполнению производственного плана, реализации инвестиционных проектов и технологическому развитию. Руководитель высшего звена вертолетного холдинга провел ряд совещаний, где проверялся ход технического перевооружения завода, обсуждались перспективные проекты. Об итогах этих совещаний и не только рассказал управляющий директор ОАОО «Улан-Удэнский авиационный завод» Леонид Белых

О производстве

- Производство авиационной техники – дело не столько романтичное, сколько сложное. Особенно сложно сегодня, в условиях постоянного наращивания объемов производства. Коллектив трудится, можно сказать, не покладая рук. Очень многое приходится преодолевать, постоянно учиться новому, по-новому работать. Приходится восстанавливать хорошее, что было потеряно в тяжелые годы. Прежде всего, это конечно, квалифицированные работники. Они необходимы для выполнения производственной программы ближайших лет, удовлетворения потребностей всех заказчиков. Ищем их, готовим. Рады вниманию к этой проблеме в республике.

Огромный труд помог предприятию выжить и помогает жить, мы живы делом. Поэтому сегодня и с Вами говорим. Есть жизнь – есть о чем говорить, нет – не о чем.

Сегодня мы находимся на этапе, когда невозможно уже работать напряженнее. Значит, придется работать умнее. На предприятии реализуется масштабная программа модернизации, рассчитанная на несколько лет, в том числе отрабатываются и внедряются управляющие программы для нового оборудования, новые технологические процессы. В целях обеспечения энергосбережения проведена серьезная работа по реконструкции зданий и сооружений. Завод облагораживается на глазах. Колоссальный объем работы предстоит и в дальнейшем: наращивание объемов выпускаемых вертолетов, освоение новых типов.

О развитии

- Сегодня ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод», входящий в холдинг «Вертолеты России», реализует многолетнюю программу технического перевооружения, объем финансирования которого ежегодно растет. На сегодняшний день утверждены и находятся в стадии реализации два инвестиционных проекта: создание участка автоматизированного входного контроля покупных комплектующих изделий и развитие  участка  изготовления  подредукторной рамы.  В 2012 году ведется работа по разработке и утверждению проектов по   перевооружению инструментального производства, производства сборочной оснастки и другие.  Первоочередной задачей на ближайшую перспективу является реализация проекта реконструкции производства защитных покрытий, который включает в себя реконструкцию гальванического и малярного производства.

Сегодня осуществляется переход к современным электронным методам работы – программам поддержания жизненного цикла изделия. Идут процессы внедрения принципов бережливого производства. Это система малобюджетных мероприятий организационного характера, которая уже приносит свои результаты. Активно работают рационализаторы. Огромный пласт работ за нашими конструкторами – испытания, сертификация, практически каждый контракт сегодня предполагает новое «лицо» вертолета. В том числе идут работы по новому Ми-171А2. Авиастроение требует времени, дотошности и планомерности. Как говорится, чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.

О качестве

- Целый ряд мероприятий проведен сегодня для совершенствования системы менеджмента качества. В основное производство и подготовку производства введены современные средства контроля, ведется гарантийное и послегарантийное обслуживание вертолетов.  Во время подготовки лётно-технического состава покупателей в авиационном учебном центре ОАО «У-УАЗ» особое внимание уделяется повышению уровня качества технического обслуживания и безопасности полётов. Создана многоуровневая система контроля.  Но качество – это еще и показатель культуры людей. У каждого работника  должен быть ограничитель – «нельзя делать и сдавать брак», «брак-это жизни людей».

О воспитании

-  Можно сказать, что кроме подбора и профессиональной подготовки кадров служба персонала завода занимается сегодня и корпоративным воспитанием. Традиционными стали спортивные и культурные мероприятия. Авиазаводчане показывают свою работу в соревнованиях «Мастер года», дан почин интеллектуальной игре «Брейн-авиа». Разработан и утвержден корпоративный кодекс. Все это делается, в том числе, для создания жизненных ориентиров людей. Чтобы, как в притче, при ответе на вопрос «что делаешь?», они отвечали не «вытачиваю деталь» и даже не «зарабатываю себе на жизнь», а «строю вертолет». Чтобы даже мысли не возникало прийти на работу пьяным, работать без защитных средств, в грязи. Чтобы пришло понимание, что на работе платят не за час, а за ту ценность, которую за этот час создаешь.

О трудностях и целях

- Никогда не бывает больших дел без больших трудностей. Приходится преодолевать кадровые, организационные проблемы, решать очень серьезные задачи, прежде всего, по разработке нового, движению вперед. Кроме проекта по подготовке серийного производства вертолета Ми-171А2 мы рассматриваем возможность освоения производства легкого вертолета. И это особенно актуально в свете вступления страны во Всемирную торговую организацию.

Одно из основных опасений – снижение таможенных пошлин на ввоз зарубежной авиатехники, в том числе вертолетов. Пока Правительству России удалось обезопасить своих производителей, дать им время подготовиться к переменам – пошлины будут снижаться не единовременно, а в течение 7-10 лет. У нас есть некоторое время, чтобы повысить конкурентоспособность своей продукции, диверсифицировать ее. Кроме того, уже сегодня мы работаем как с российскими, так и с зарубежными покупателями, что несколько снижает риски. В свою очередь, вступление в ВТО принесет и положительные моменты – мы получим большие возможности по закупке оборудования, например.

О регионе

- Недавно в Правительстве РФ создано министерство развития Дальнего Востока. И этот шаг не может не радовать промышленников и предпринимателей Бурятии. Во-первых, это шаг к так необходимому системному развитию отдаленных от центра регионов. Во-вторых, любое развитие востока страны положительно отразится на Сибири и на Бурятии в частности. Уверен, что республика станет участником различных федеральных программ.

Ее будущее и в развитии современной промышленности, и в создании инновационных высокоинтеллектуальных производств. В настоящее время прорабатывается возможность создания специализированных индустриальных парков с ориентацией на местных производителей на базе крупных производств. Думаю, в силу экологических ограничений нам также придется действовать по примеру Томской, Новосибирской областей, где уже сегодня созданы инновационные «точки» роста. В качестве примера можно назвать компанию Alawar, занимающуюся производством видеоигр, известных по всему миру. Будущее республики за местными производителями, которым необходимо оказывать всяческую административную поддержку. Важнейшим является развитие инфраструктуры в широком смысле этого слова: жилой фонд и коммуникации, обновление автомобильного и авиа специализированного парка, дороги, элементы энергоснабжения.  Все это позволит развивать сотрудничество со странами АТР и, в итоге, развивать экономику Бурятии и всей России. И, что радует, в Правительстве республики сейчас ощущается понимание всех этих моментов и видна определенная система действий. 

Татьяна Хамханова, «Номер один»


^