08.08.2012
Председатель совета директоров ОАО «Новости» Михаил Ганьшин о киосковом бизнесе, проблемах и планах на будущее.
Председатель совета директоров ОАО «Новости» Михаил Ганьшин о киосковом бизнесе, проблемах и планах на будущее.

Крупнейшая в Улан-Удэ сеть газетных киосков «Новости» насчитывает около ста точек во всех, даже самых отдаленных районах города. Полноправный наследник «Союзпечати» ОАО «Новости» продолжает славные традиции газетной и журнальной торговли с 1918 года. Каждый день на протяжении 94 лет киоски открываются в семь утра, чтобы каждый улан-удэнец смог купить свежую прессу или необходимые мелочи по дороге на работу. Работники компании стараются сделать жизнь горожан как можно более удобной.

- Михаил Александрович, ваша компания занимает существенную долю на рынке, по сути, вы являетесь монополистом. Что от такого положения дел выигрывает обычный потребитель?

- Я не совсем согласен с определением монополии нашего предприятия. То, что мы имеем сейчас, не идет ни в какое сравнение с советским временем, когда «Союзпечать» занимала 100 % рынка. На сегодня максимум, что у нас есть в Улан-Удэ, – это 25 %. Кроме нас прессу продает Почта России, крупные торговые сети, такие как «Абсолют», «Титан», «Николаевский», есть и другие киосковые сети «Вета-пресс», Информ Полис, ИП Грудинина и Пресса Сибири. Мы, конечно, можем гордиться тем, что сохранили свою сеть и в годы перестройки, и во время дефолта 1998 года, и во время кризиса 2008-го. Во многих городах таких сетей уже нет, все развалено, а то, что еще осталось, скуплено крупными федеральными компаниями. Как видите, эти 25 % доли на рынке дались нам не легко.

Из плюсов большой сети могу выделить качественное обслуживание. Чем больше и серьезнее компания, объединяющая мелкие торговые точки в одну структуру, тем лучше она работает. На сегодня мы можем продавать свежую прессу, даже ежедневные издания, которыми никто, кроме нас, не торгует, так как это нерентабельно, вовремя доносить продукт до населения. Информация, особенно газеты – самый быстропортящийся продукт, актуальность информации -- один-два, максимум три дня. В этом плане хорошо выстроенная логистика – это конкурентное преимущество.

- Однако кроме печатной продукции у вас продается много разной мелочи.

- Да, мы торгуем не только газетами. У нас есть канцтовары, начиная с конвертов, открыток, ручек, заканчивая блокнотами и тетрадями. Это очень удобно, особенно возле школ. Предметы гигиены, носовые платочки, влажные салфетки, батарейки. Такие вещи не покупают впрок, очень часто они нужны здесь и сейчас, поэтому эта продукция востребована в нашей сети.

Несколько лет назад, в летний сезон, мы начали торговать прохладительными напитками из холодильника. Как показала практика, это настолько востребованный продукт, что товарооборот напитков в летний сезон составляет до 10 % оборота всей сети ОАО «Новости».

Нас многие критикуют за излишнее расширение ассортимента, те же холодильники обязали убрать из-за бюрократической волокиты. Но я хочу, чтобы нас правильно поняли, мы занимаемся этим не из-за погони за прибылью. Чтобы поддержать экономическую ситуацию и не развалиться, мы вынуждены торговать жвачками, напитками и т.д.

В 2011 году, в связи с увеличением налоговой нагрузки, мы остались в убытке более чем на миллион рублей. При этом ОАО «Новости» аккуратно выплачивает все налоги, в том числе непосредственно в бюджет города Улан-Удэ отчислено около двух миллионов.

Мы могли бы решить все свои проблемы, просто начав торговать пивом. Пивные компании не раз предлагали такое сотрудничество. Кроме увеличения товарооборота минимум на 3 миллиона рублей, производители пива доплачивают за каждую бутылку. По такому пути идут наши соседи, в Чите и Иркутске газетные киоски давно торгуют слабым алкоголем. Но мы этого не делаем из-за этических соображений, из последних сил бьемся, но идем по более тернистому пути.

- Что касается социальной составляющей вашей компании, известно, что «Новости» учредили благотворительный фонд. Зачем это вам при и так нелегкой жизни?

-- Мы социально направленная организация во всех отношениях. Многие люди, с которыми мы работали и которые по тем или иным причинам уволились, хотели бы вернуться обратно. Что сейчас происходит вокруг? Зарплата в конверте, отпуск маленький, через субботу заставляют работать. На руки договор не дают. Работник в большинстве случаев бесправен. А у нас полный соцпакет, белая зарплата, законный оплачиваемый отпуск продолжительностью 36 дней, северные надбавки и т.д. В нашей компании работает более 300 человек, в основном женщины, у которых семьи, дети, внуки.

В нынешних условиях простое соблюдение трудового и налогового законодательства, какими бы тяжелым для бизнеса они ни были, это уже благотворительность, я считаю. Тем не менее мы находим силы и средства для благотворительной деятельности. В 2002 году мы восстановили от фундамента до внутреннего убранства православную часовню Святителя Иннокентия Иркутского Чудотворца в Гостиных рядах. В 1930-м году она была полностью уничтожена. Мы принимали активное участие в реконструкции Арбата и благоустройстве других районов города. Три раза обновляли всю сеть, чтобы киоски были красивыми и современными, вписывались в общую картину. На свои средства установили 30 остановок и благоустроили прилегающую к ним территорию. Десять лет назад был учрежден Байкальский благотворительный фонд, где на постоянной основе трудятся специалисты социальной сферы, помогают людям, кому помощь действительно необходима. Мы со своей стороны полностью оплачиваем аренду и часть других расходов этого фонда.

Беседовала Анастасия Боровская, для «Номер один».


^