15.08.2012
Одно из подразделений РЖД ОАО «Желдормаш», в которое входит наш ЛВРЗ, будет приватизировано уже до конца этого года. А еще через год-два будут приватизированы и сами российские железные дороги.
Одно из подразделений РЖД ОАО «Желдормаш», в которое входит наш ЛВРЗ, будет приватизировано уже до конца этого года. А еще через год-два будут приватизированы и сами российские железные дороги.

Оставляя за рамками вопрос о целесообразности приватизации крупнейших госкомпаний в принципе, зададимся вопросом, что это принесет нашей республике в частности. ЛВРЗ является одним из крупнейших предприятий города и республики, и вместе с улан-удэнским подразделением ВСЖД является также самым большим налогоплательщиком. Это не говоря о том, что на предприятии работают тысячи жителей республики.

Чтобы предсказать, что будет после приватизации, можно обратиться к опыту приватизации РАО «ЕЭС». В ходе ее проведения были созданы, в частности, «территориальные генерирующие компании», которые оказались полностью в частной собственности. В итоге в каждом регионе у властей появилась необходимость договариваться с различными, часто совершенно непонятными собственниками. И например, для Улан-Удэ это стало с тех пор главной головной болью последних лет.

Кроме ТГК появилось также огромное множество мелких компаний, которые, сами не производя никакого продукта, получают деньги от потребителей. Для этого оказалось достаточным купить кусок провода, неважно какой длины, и несколько трансформаторов. Деятельность подобного предприятия называется красиво – обеспечение доставки электроэнергии через свои сети к конечному потребителям. На самом деле являя собой банальный случай паразитирования.

Сомнительно, что что-то подобное не приключится и с железнодорожными сетями. Достаточно вспомнить, что в ходе приватизации РАО «ЕЭС России» инициаторы реформы утверждали, что сами сети приватизировать никто не собирается, и что их невозможно приватизировать в принципе, так как сети являются объектами инфраструктуры. Но, как показала практика, оформить себе в собственность или взять в аренду куски провода очень даже можно. Особенно, если у подобного дельца есть хорошие связи во властных структурах.

Так что вполне возможно, что успешно работающее предприятие ЛВРЗ будет распродано уже в этом или в следующем голу. Учитывая, что целью новых владельцев всегда и везде остается максимизация прибыли при минимизации расходов (а это зарплаты рабочих, их льготы по передвижению по стране, в общем, вся «социалка»), это добавит головной боли администрации нашей республики.

Сегодня Вячеслав Наговицын может решать проблемные вопросы с РЖД, апеллируя к верховной власти, так как последняя является работодателем не только главы Бурятии, но и главы РЖД. По крайней мере, до тех пор, пока она остается госкомпанией. Когда же вместо Владимира Якунина придет несколько влиятельных, но совершенно независимых от центральной власти финансистов, нашей власти останется только посочувствовать.

Владимир Бадмаев, «Номер один».
^