29.08.2012
Из-за совершенно неадекватной транспортной политики столица Бурятии рискует задохнутся в пробках

Чиновники Бурятии, начиная от главы республики, до младшего клерка администрации города, на словах озабочены решением транспортных проблем Улан-Удэ. Однако все действия чиновников, даже такие как строительство масштабных развязок, в лучшем случае дадут небольшую передышку. А в худшем - только усугубят ситуацию. 

Прошлая неделя была ознаменована обострением ценового спора между городской администрацией и маршрутками. Частники требуют увеличения цены за проезд сразу на 40 % до двадцати рублей, администрация считает возможным увеличение лишь на рубль. Маршрутчики грозят чуть ли не забастовками. В своей позиции по цене мэрия видит себя защитницей «простых жителей Улан-Удэ». У коммерсантов своя правда: перевозить пассажиров в нашем городе все менее и менее выгодно, поскольку пассажиропоток падает.

Но кто бы ни победил в нынешнем споре, вся эта возня с ценами на маршрутки в реальности является бессмысленной и ведет город в никуда. Радикальному пересмотру подлежит сам подход городских чиновников к дорожным проблемам. Иначе наш город ждет стремительное ухудшение дорожной ситуации.

Город как организм 

Сейчас общественный транспорт считается в городе самостоятельной экономической отраслью. Отдельной, а потому требующей своей собственной рентабельности и т.д. Чиновники и представители транспортных организаций вовсю оперируют терминами вроде «экономически обоснованный тариф» и «компенсация выпадающих расходов».

Проведем простую аналогию – представьте, что дороги города являются его кровеносными артериями. Ситуация, когда система кровообращения начинает требовать отдельной от остального организма «рентабельности», является смертельно опасной. Крови не выгодно ездить в отдаленные части тела, а вот ближе к сердцу, наоборот, ее слишком много. И мозг – в нашем случае на его месте администрация города – пытается с кровеносными сосудами договариваться. Аналогия не так уж далека от реальности Улан-Удэ – число маршруток на центральных улицах города просто неприлично велико, при этом добраться до постоянно растущих окраин можно только «с боями». Мэрия безуспешно пытается хоть на что-то повлиять, но все ее действия приводят лишь к перераспределению прибыли из карманов одних частников в другие.

Развивая аналогию, можно даже поставить нашему городу диагноз – повышенный уровень холестерина, слабое кровоснабжение периферии, перманентная закупорка сосудов в центре и растущий риск сердечных приступов.

Кто виноват 

Главной проблемой центральных улиц города, действительно, является переизбыток там автомобилей и маршруток. Городские власти на этот вызов отвечают так – расширяют в меру сил дороги, строят развязки и призывают частных перевозчиков покупать транспорт «большой вместимости». Как ни странно, первые два пункта, глобально противоречат третьему, а все вместе это ведет лишь к разрастанию пробок и проблем.

Сейчас в мире наиболее передовым исследованием в области организации городского движения является книга «Транспорт в городах, удобных для жизни» американского ученого-урбаниста Вукана Вучика.

shoot-your-commute_v2-small.jpg

Ответ на вопрос, что создает пробки, в одной картинке: слева — 40 человек, перемещающиеся на личном транспорте, в центре — 40 человек, перемещающиеся на автобусе, справа- 40 человек на велосипедах.

Согласно этой книге, существуют простые закономерности в поведении городских жителей. Например, если по городу удобнее передвигаться на личном автотранспорте, большинство и будет поступать именно так. А когда в каком-либо городе перемещение на общественном транспорте категорически не устраивает подавляющее большинство населения – там возникают пробки, заторы и т.д. Потому что на улицах становится слишком много личного транспорта, который перевозит 1-2 человек, загружая дороги почти так же, как 40-местный автобус. Строительство дополнительных дорог и развязок в теории должно приводить к тому, что пользоваться личным автотранспортом становится удобнее. Так обычно и бывает. Но эффект лишь краткосрочный – вслед за удобными дорогами растет число автолюбителей, что вновь приводит к пробкам и проблемам.

Как нетрудно догадаться, в нашем городе общественный транспорт абсолютно не удобен для подавляющего большинства населения. Представлен он на 90 % микроавтобусами, в которые даже забраться - и то целый подвиг. Пользуются общественным транспортом лишь те граждане, которые не в состоянии приобрести автомобиль. А в связи с убогостью транспортной организации Улан-Удэ приобретение личной машины становится насущной необходимостью даже для малообеспеченных слоев населения.

То есть число личного автотранспорта и частота его использования будут расти стремительными темпами и дальше. А значит, на трамваях, больших автобусах и даже на микриках ездить станет некому, что сделает их экономически неэффективными, у них ухудшится расписание, вновь фору получат личные автомобили. Замкнутый круг.

Что делать 

Единственный выход – перестать считать городские перевозки отдельным от остального Улан-Удэ явлением. И провозгласить воссоздание единой муниципальной транспортной системы главной целью существования мэрии. Потому что транспортная проблема – без преувеличения самая страшная проблема Улан-Удэ. В том числе, она напрямую влияет на уменьшение доходов муниципальной же казны. Стоящие в пробках граждане не зарабатывают денег, и это уменьшает налоговые платежи. Ежедневное стояние на остановках плохо сказывается на здоровье населения, значит, нужно больше больниц и врачей, а это расходы. Аварии и повреждение самих дорог из-за чрезмерной эксплуатации – все это убытки для бюджета города.

Сейчас подсчетами того, во сколько обходятся дорожные проблемы, не занимается никто. Оттого наша статья кому-то может показаться пустым благопожеланием. Между тем, из-за болезней транспортной системы Улан-Удэ и категорически неправильных подходов к «лечению» впустую тратятся сотни миллионов рублей на бессмысленные развязки. Столько же денег ежегодно «сжигается» в пробках – за счет работы двигателей на холостом ходу и временных затрат! Кроме того, жертвами тяжелой ситуации на дорогах становятся сотни людей – они гибнут, болеют и становятся инвалидами.

Вам все еще кажется, что предпринимать радикальные меры рано?

Чем хуже, тем лучше 

Чтобы по-настоящему бороться с пробками, ничего нового придумывать не надо, все уже сделано и опробовано давно в различных странах Европы. Нужно всячески стимулировать поездки на общественном транспорте и, наоборот, дестимулировать поездки на личных автомобилях. В первую очередь, начать жесткую и даже жестокую борьбу с незаконными парковками, потому что они не только загораживают проезд другим автомобилям, но и стимулируют хозяев день за днем пользоваться своей машиной.

Следующим шагом станет планомерное сокращение количества бесплатных парковочных мест в центре города. Для чего это надо? Каждый автомобилист, въезжая в центр города, задается вопросом, куда пристроить своего «коня». Если эта проблема станет ежедневной головной болью для владельца авто, а угроза за незаконную парковку будет жесткой и неотвратимой, это убедит многих автовладельцев передвигаться на общественном транспорте (это, в свою очередь, увеличит выручку того же трамвая, что положительно скажется на его работе).

В Улан-Удэ проделывают нечто прямо противоположное. Вроде начали бороться с незаконными парковками машин путем их эвакуации, но пока больше на бумаге. С другой стороны, совсем недавно была открыта новая парковка прямо в центре города, на площади Советов. Это дало возможность еще большему количеству автолюбителей пользоваться своим личным транспортом, что лишь ухудшает ситуацию на дорогах.

Вообще, нужно твердо понимать, что единственный действенный способ борьбы с дорожными проблемами Улан-Удэ – это сокращение числа личного автотранспорта в городе. Делать это можно лишь жесткими и непопулярными мерами по отношению к автолюбителям, всяческим поощрением пассажиров тех же трамваев. Другого способа нет. Только так в нынешней ситуации можно заполнить те же трамваи и вообще создать почву для нормальной работы транспорта большой вместимости.

Социализм с капиталистическим лицом 

В целом городу нужна управляемая из единого центра система городских маршрутов. При этом вовсе не обязательно воссоздавать советские автотранспортные предприятия. Достаточно поменять подход к условиям работы частников. Сейчас они получают деньги с пассажиров, при этом у мэрии способов воздействия на качество работы перевозчиков весьма и весьма немного. Получается какая-то средневековая система «кормлений». Население со всеми его проблемами отдали на откуп частникам, которые, в общем, что хотят, то и творят.

Между тем в большинстве развитых городов мира, если общественный транспорт и находится в частных руках, то платит ему сам муниципалитет, оставляя сбор денег с населения и вообще финансирование в своих руках. Чтобы получить деньги из бюджета, частник должен неукоснительно соблюдать расписание и выполнять все прочие требования властей. Таким образом, попросту исчезает проблема «невыгодных» маршрутов. Частнику станет все равно – выгоден маршрут или нет, его задача - выдержать расписание и качество перевозок.

Кроме того, оставив функцию сбора денег в своих руках, муниципалитет может вводить единую систему проездных билетов. В нашем городе господствует мнение, что проездные билеты – это удел социально незащищенных категорий граждан. Между тем это крайне эффективный инструмент управления пассажиропотоком.

Система единых проездных билетов способствует мобильности населения. Пассажир получает возможность доехать до нужного места с неограниченным количеством пересадок на всех общественных транспортных средствах, поскольку платит он ровно один раз в месяц и за все. После того, как население научится ездить с пересадками, городские маршруты можно будет организовать намного эффективнее, разгружая центр, повышая ту же рентабельность транспорта, улучшая его расписание.

Выгодно это будет и для населения - обладатель единого проездного билета получает подлинную свободу передвижения по городу без лишних затрат. Но проездные – это лишь одна из возможностей стимулирования поездки на общественном транспорте.

Космические технологии 

У нас с начала года вводится спутниковая навигация маршрутных такси, но пока эта мера сродни прикручиванию руля к ослику. Руль ослику, как мы понимаем, ни к чему. Тем не менее это огромный шаг в верном направлении, поскольку спутниковая навигация вкупе с электронной картой города с движущимися автобусами существенно упростят пассажирам поездки. В дальнейшем это даст возможность оснастить остановки города электронным табло, на котором будет указываться время, через которое прибудет тот или иной автобус. Люди также получат возможность планировать свой маршрут по телефону, закачав мобильную версию электронной карты.

Соответственно, как только нормально заработает муниципальный общественный транспорт, у людей, особенно жителей отдаленных поселков, отпадет необходимость каждый день заводить своего железного коня. Зачем тратиться на бензин, да еще с перспективой не найти места на парковке в центре города, если можно доехать на автобусе. Пусть с меньшим комфортом, но дешевле и быстрее. А перед выходом из дома можно заглянуть в телефон, увидеть, через какое время автобус подойдет к остановке.

Экономия на кровеносной артерии 

Главным посылом построения нового муниципального общественного транспорта должно стать понимание того, что эта сфера является кровеносной системой городского организма. Если она полностью отдана на откуп «невидимой руке рынка», то есть коммерсантам, то они убьют любой общественный транспорт. Что повлечет за собой увеличения цен за проезд (что и происходит буквально на глазах), стремление каждого купить свое личное авто, чтобы не зависеть от маршруток-частников, и, в конечном итоге, паралич городского движения.

Конечно, можно уничтожить трамваи и даже демонтировать трамвайные пути, превратив их в шоссе общего пользования. Но это приведет лишь к увеличению частного автопарка, а значит, к все большим пробкам. Избежать их уже никто не сможет, сколько денег ты ни трать на развязки и дороги. Потому что вместительного общественного транспорта не будет. Тогда город, как организм, ждет самый настоящий инфаркт.

MRK_5043.jpg

В 2000 году городской трамвай перевез 60 млн пассажиров. В 2010-м из-за того, что население переселов в личные машины — только 14 млн. При таком пассажиропотоке трамваи невыгодны в принципе

Альтернативой этому апокалиптическому сценарию может быть только муниципальный общественный транспорт, упорядоченный, с применением высоких технологий и новых знаний, но и с возвратом некоторых проверенных временем методов.

Фокус в том, что нужно вплотную заняться этой работой именно сейчас, в преддверии первого января 2013 года. В этот день с улиц Улан-Удэ должны исчезнуть «Истаны» и «Грэйсы» - вступают в силу новые федеральные требования. Город, несомненно, ждет большой кризис, но кризис - это также время больших возможностей, время, когда можно начать выстраивание эффективной системы общественного извоза без больших репрессий.

Владимир Бадмаев, «Номер один».


^