15.12.2004
В начале 90-ых школы Улан-Удэ бросилась в пучину под названием "школьное самоуправление". Везде проводились выборы в президенты и парламенты школ, активизировалась общественная жизнь. Спустя всего пару лет набравший было силу процесс демократизации сам собой сошел на нет. Чиновники от Министерства образования констатировали: эксперимент не удался, поэтому надо вернутся к проверенному временем административному стилю управления. Но они были не совсем правы.
Школа N42 одна из первых в 1990 году приняла свой устав парламента и обзавелась президентом. Этой осенью президентской системе в этой школе исполнилось 14 лет, то есть больше, чем институту президентства всей Бурятии, отметившему в этом году всего лишь свое десятилетие. И по сей день в школе действует одна из самых сильных систем самоуправления в городе. В 2002 году в городском смотре-конкурсе детского движения и школьного самоуправления 42-я школа заняла первое место. По словам директора школы Натальи Николаевны Путиловой, нынешняя модель самоуправления в их школе вырабатывалась много лет. И здесь хорошо проявляется уже сложившаяся демократическая традиция. Основной задачей именно такого устройства жизни школьников она считает подготовку ребенка к взрослой, довольно сложной жизни:
— Пусть ребенок сам выбирает, как ему жить, пусть он пробует себя как организатор. Пусть он чувствует себя равноправным участником учебного процесса и учится быть лидером. Это поможет ему в будущем.
На сегодняшний день структура управления в школе строится на содружестве учителей и учащихся и представляет собой взаимодействие многих структур. На каждой ступени учебного процесса ребенок входит в одну из организаций "Школы лидеров": с 1 по 3 классы — в организацию "Солнышко", в которой работает Совет мэров младших школьников; в 5—8 классах — в "Радугу". Здесь наряду с Советом мэров класов действует Совет министров, где избранные школьниками министры решают насущные проблемы своих классов. В 9—11 классах работает содружество "Гармония", в котором существует Совет наставников, помогающий ребятам из организации "Радуга".
— Это очень важно, чтобы малыши смотрели на хорошие примеры старших, чтобы они не чувствовали себя среди них потеряными, — говорит ученица 11 класса Лена Батурина. — Уже второй год я работаю в комитете по работе с младшими школьниками, и мне очень нравится заниматься этим делом. Так я могу выразить себя и помочь другим. К тому же эта работа делает меня нужной и развивает организаторские способности.
Ребята из старших классов входят в Парламент школы, который состоит из восьми комитетов: по культуре, по образованию, по работе с младшими школьниками. Все как у взрослых. У каждой организации свой устав со своими обязанностями.
— Ребенку нравится, что с его мнением считаются, что он сам решает какие-то проблемы, — рассказывает заместитель директора по воспитательной работе Наталья Ингельевна. — Потому он с удовольствием занимается делами школы, а поэтому и старается учиться лучше. При этом никто насильно не заставляет ребенка занимать какой-либо пост, все должности выборные и согласованы с желанием самого ребенка.
Президентом парламента школы уже год является Захарова Катя, ученица 10 класса, на сегодня она является уже седьмым президентом школьной республики:
— На меня возложено много обязанностей по организации работы парламента и всей школьной жизни, а это очень ответственно. И мне нравиться и учиться, и заниматься общественной работой. Я учусь быть лидером, — говорит Катя.
По словам директора, во многом самоуправление держится на духе семейственности. Большинство учителей сами закончили школу N42. Родители многих детей когда-то учились здесь же. Получается, что традиции передаются от поколения к поколению.
— Выпускники стараются приводить своих детей к нам, потому что знают: у нас ребята всегда будут заняты интересным делом, им просто некогда будет заниматься ерундой, — говорит директор школы.



^