26.09.2012
Несмотря на то, что новое законодательство в области туризма обязывает туроператоров страховать туристов на десятки, а то и сотни миллионов, никто до сих пор не гарантирует на 100% сохранность имущества и жизни в чужой стране.
Несмотря на то, что новое законодательство в области туризма обязывает туроператоров страховать туристов на десятки, а то и сотни миллионов, никто до сих пор не гарантирует на 100% сохранность имущества и жизни в чужой стране.

Дешевая Поднебесная

В Бурятии выездной туризм в последнее время стал мегапопулярным. Некоторые направления стали доступны даже студентам и работникам бюджетной сферы. Так, в Маньчжурию можно съездить всего за 7 тысяч рублей. Условия для опытного туриста, конечно, не ахти: почти двое суток в автобусе, гостиница, не дотягивающая до трех звезд, и сомнительные развлечения в виде шопинга на дешевом китайском рынке, но многих это устраивает.

Студентка Аюна решила летом съездить с подружками в Китай, отдохнуть и немного разлечься. Но так получилось, что поехала она чуть раньше, одна. Так как у девушки была виза и в Китае она не в первый раз, тур решила не брать вовсе, а просто купить место в автобусе.  

Два раза в неделю одна из улан-удэнских компаний отправляет автобус с туристами в Маньчжурию. Кроме людей, официально купивших турпутевки, компания на этом автобусе перевозит простых пассажиров. Обычно это челноки, едущие в Поднебесную не за впечатлениями, а за конкретными товарами, или транзитники, как Аюна, которым после Маньчжурии надо дальше, в Далянь или Пекин. Это называется «подсадка».

Основное отличие категорий этих пассажиров заключается в том, что при покупке тура, кроме квитанции об оплате, выдается целая кипа бумаг, подтверждающих ответственность туристической фирмы перед туристом. Все официально, все по закону. Однако Аюне, так как она купила только место в автобусе, никаких билетов и квитанций выдано не было. Рискованно? Абсолютно. Только, по словам девушки, она не раз ездила с этой фирмой и поэтому доверяла ей.  

Неприятность случилась, как всегда, неожиданно. На границе при прохождении таможни обнаружилось, что багаж девушки потерян. Водитель автобуса на претензии девушки отмахнулся.

- Моя дочь позвонила мне ночью, вся в слезах, рассказала мне про потерю багажа, в котором были все ее вещи, фотоаппарат и золотые украшения, - рассказывает мама девушки Анна. – Потом у нее села батарея на телефоне, и Аюна отключилась. Куда бежать среди ночи, я не знала, у меня было шоковое состояние, мой ребенок где-то в ночи, на границе, не дай бог, останется одна, так как вся остальная группа уже прошла таможенный контроль. Я начала звонить своему туроператору, естественно, мне никто не ответил. Еле дождавшись утра, в полном неведении, я побежала в офис компании, где мне ответили, что ничем помочь не могут, что моя дочь сама виновата, что плохо смотрела за своими вещами.

В итоге девушка все же прошла таможенный контроль, документы, к счастью были в ручной клади. В Китае она потратила практически все оставшиеся деньги на одежду и косметику, отдых был безнадежно испорчен.

Вас там не было

Как только Аюна вернулась домой, сразу подала заявление в полицию. Сумма материального ущерба составила порядка 60 тысяч рублей. Позже дело попало в суд Советского района Улан-Удэ. На предварительной беседе с судьей и стороной ответчика адвокат турфирмы сразу сказала, что ее подзащитные знать не знают Аюну, в автобусе в тот день ее не было, и вообще их компания не занимается пассажирскими перевозками.

Получается, что билет и квитанцию девушке не дали именно по причине того, что компания перевозит людей нелегально. Зачем турфирме платить лишние налоги, получать лицензии на перевозку пассажиров и т.д.? Это не выгодно, как и возмещение материального ущерба. Однако при покупке тура или места улыбчивые операторы никогда не скажут вам об этой маленькой особенности, сотрудники с уверенностью говорят, что автобусы принадлежат фирме, очень комфортабельны и безопасны.

Единственной возможностью доказать свою позицию для девушки стали свидетельские показания ее подруг, которые провожали Аюну на тот злополучный автобус. Однако примет ли суд это во внимание, сказать сложно. Первое рассмотрение назначено на второе октября.

Кот в мешке

Несмотря на всю неприятность произошедшего, улан-удэнка еще легко отделалась. Не так давно один из туристических автобусов, следующих из Читы в Маньчжурию, в двух километрах от российско-китайской границы попал в аварию. Пассажирская «ГАЗель», столкнувшись с грузовиком, загорелась. Трое человек погибли на месте, еще четверо находятся в тяжелом состоянии. В основном женщины. Кто и в каком размере будет возмещать ущерб пострадавшим, неизвестно.

В Бурятии на сегодня зарегистрировано около трех десятков официальных туроператоров, чьи документы прошли проверку в Ростуризме, единственном органе, который осуществляет надзор за турфирмами.

При этом самым дорогим, в смысле страхового фонда гражданской ответственности, является международный выездной туризм. Любопытно, что более половины туроператоров Бурятии имеют внушительные страховые фонды – 30 миллионов рублей. Фирма, испортившая путешествие Аюне, также «застрахована» на эту сумму.

Получается, что страховое нововведение в российском туризме абсолютно ни на что не влияет. Семизначные цифры остаются на бумаге и в отчетах Ростуризма, а сфера туристических услуг остается подобием смертельного аттракциона с неизвестным исходом.

Евгения Балтатарова, «Номер один».
^