22.12.2004
В Улан-Удэ начата подготовка к созданию необычной, можно сказать, инновационной благотворительной организации. Уже в феврале будет зарегистрирован новый благотворительный фонд. Среди декларируемых целей создания "Фонда местного сообщества" — аккумулирование средств частного бизнеса для нужд социально незащищенных граждан и благотворительности. Если новому фонду удастся создать и поддерживать хорошую репутацию, в перспективе это начинание может перевернуть социальную обстановку в Улан-Удэ.
— Идея создания "Фонда местного сообщества" пришла нам еще в 2000 году, — говорит один из ее вдохновителей Анатолий Грудинин. — Пионерами этого дела в России были энтузиасты из Тольятти. Они, в свою очередь, переняли идею у западных коллег. В Америке около семисот подобных фондов, в Англии — свыше двухсот пятидесяти. В нашей стране их пока восемнадцать. Есть надежда, что число таких фондов со временем будет только увеличиваться.
Суть идеи заключается в том, что предприниматель — такой же житель населенного пункта, как, скажем, простой пенсионер. Разница лишь в материальном и общественном положении. Объединяя свои усилия в благотворительных начинаниях предприниматели не только могут помочь кому-то в конкретной проблеме, но и решить некоторые серьезные проблемы в целом. Могут создать условия, чтобы социально незащищенные граждане самостоятельно зарабатывали деньги и — шире — чтобы преодолеть иждивенческого настроения в обществе.
Сейчас в Бурятии почти каждый бизнесмен так или иначе выделяет деньги на благотворительность. Дело понятное: предприниматели тоже люди, и их может по-человечески задеть чужое горе. Занимаясь благим делом, он получает некое моральное удовлетворение от оказания помощи. Однако как люди рациональные коммерсанты понимают, что всей проблемы они не решают да и не могут решить.
Средства на благотворительные цели могли бы аккумулироваться в одном месте. Правление фонда, состоящее из бизнесменов, представителей общественности и власти, коллегиально определяет приоритетные программы, которые нужно финансировать в первую очередь. На помощь к ним придут социологи, с помощью опросов жителей Улан-Удэ определяющие приоритет проблем. Каждый конкретный предприниматель может освободиться от потока писем с просьбами о помощи, доверив эту функцию фонду. Имея доступ к отчетности фонда, он сможет легко узнать, куда и сколько его денег ушло, насколько эффективны были эти благотворительные инвестиции. Одним из факторов, стимулирующих благотворительность предпринимателей, по мнению инициаторов создания фонда, станет то, что имидж благотворителей благодаря сотрудничеству с фондом будет улучшаться. А когда у предпринимателя создан образ человека честного, порядочного, то ему гораздо легче работать с коллегами. Потребитель, положительно характеризируя бизнесмена, ощущая прямую или косвенную помощь от него, будет стараться покупать именно его товары или пользоваться его услугами. В конечном итоге благотворительность должна оказать благоприятный эффект и на самих предпринимателей. Путем повышения уровня терпимости общества, создания более комфортных условий для развития бизнеса, ведь чем выше благосостояние народа, тем успешнее будет и предпринимательская деятельность. Власти республики и города также заинтересованы в реализации проекта.
Среди людей, активно поддерживающих начинание, есть чиновники высокого уровня, например, заместитель мэра, председатель городского Комитета по социальной политике Михаил Ян. Властям, ограниченным в средствах, поддержка бизнеса в решении острых социальных вопросов пришлась бы как нельзя кстати. К слову, со стороны властей фонд также может получить значительную поддержку. Например, в Саратове есть закон о благотворительной деятельности, который предусматривает налоговые льготы предпринимателю из части доходов, перечисляемых в местный бюджет. Байкальский благотворительный фонд уже вышел с предложением к депутатам Хурала, руководству Минэкономразвития республики перенять саратовский опыт. Без восторга к этому могут отнестись в бурятском Минфине, который заинтересован в большем поступлении денег. Однако нужно понять социальную важность данного проекта. Создатели фонда разослали более ста писем местным предпринимателям с разъяснением своей идеи, и уже есть положительные отклики.
От общественности же требуется создание прозрачной структуры, движение денежных средств в котором было бы доступно для ознакомления всем заинтересованными сторонам. И самое главное — Фонду местного сообщества необходима безупречная репутация, которая бы в наш век взаимного недоверия не оставляла бы места сомнениям. Конечно, добиться такого авторитета не получится быстро, это вопрос не одного года. Если благие намерения трех сторон: общественных организаций, бизнеса и власти реализуются, жизнь в Бурятии может действительно измениться в лучшую сторону.



^