22.12.2004
Бороться с проблемой вовлечения детей в преступную среду начали достаточно давно. Изобретали велосипед долго: вводили в школы охранников, создавали комитеты отцов, придумывали сложные программы защиты детей. Нельзя сказать, что меры эти не помогали, но и радикально решить проблему не получалось. В школе N8 не стали торить новые пути и просто воспользовались уже проверенной методикой. Здесь каждый ученик увлечен творчеством. Практически весь день дети заняты: сначала на уроках, а после — занятиями в различных кружках. Эксперимент по эстетическому воспитанию школьников, который был запущен четыре года назад в этой школе, начал приносить удивительные плоды. Этот опыт уже изучают учителя других школ, в минувшую среду здесь для них прошел семинар-практикум.
Школа N8 считается удаленной от города (находится она в поселке Заречный) и во многом страдает от своего месторасположения: район считается не самым благополучным, связь детей с домами творчества и спортивными секциями затруднена. Поэтому руководство школы, озадачившись детским досугом, решило, что "если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе". Другими словами, при школе было решено организовать ряд кружков.
Понятно, что не каждый ребенок по собственному желанию был готов посещать кружки в свободное от учебы время, поэтому школьное руководство пошло дальше: занятия танцами, ритмикой, хоровым и народным пением, актерским мастерством и бурятским фольклором ввели в школьную программу. Дети начали было сопротивляться, но под нажимом родителей и учителей стали заниматься творчеством. А через несколько лет получилось так, что в этой школе практически каждый ребенок занимается в каком-либо кружке. Это стало для детей нормой.
— На базе нашей школы мы попытались создать эстетический центр, — рассказывает Наталья Медведева, заместитель директора по воспитательной работе, — из 1260 учеников нашей школы семьсот занимаются танцами в ансамбле "Акварель", около четырехсот детей занимаются хоровым, народным, эстрадным пением, а остальные ребята посещают театральную студию, ансамбль бурятского фольклора, спортивные секции, которые так же работают при нашей школе. Мы охватываем занятиями почти всех детей, требуя от классных руководителей, чтобы дети в обязательном порядке посещали какой-либо кружок, то есть были заняты.
То, что ребенок должен посещать какой-либо кружок, обязательно, а вот что касается его выбора, то здесь ученику предоставляется полная свобода. Дети пробуют себя в различных видах деятельности, ищут что-то свое и непременно через какое-то время раскрываются. К тому же, как показывают исследования, регулярно проводимые в школе, эстетическое образование самым лучшим образом сказывается на успеваемости детей.
— Дети начинают более точно распределять свое время, так как им нужно везде успеть, — говорит Наталья Медведева, — становятся более требовательными к себе, у них повышается самодисциплина. Увлекая детей творчеством, спортом, мы уводим их с улицы, и они начинают больше времени уделять собственному развитию. Знаете, за время этого эксперимента нам удалось значительно сократить подростковую преступность в школе. Если четыре года назад в нашей школе, приблизительно 12—15 учеников в год ставили на учет в комиссии по делам несовершеннолетних, то сейчас это количество сократилось до 1—2 человек. Если ребенку интересно в школе, он не пойдет на улицу.
Все дополнительные занятия проводятся непосредственно в школе. За время эксперимента в школе N8 создали базу для творческого воспитания детей: оборудовали хореографический, гимнастический и спортивный зал, кабинет музыки и фольклора, сделали настоящую сцену. Дети занимаются не просто для себя, они регулярно выступают на различных межшкольных мероприятиях, концертах.
— Основное направление у нас эстетическое, поэтому с первого класса параллельно с математикой, родной речью вводятся такие предметы, как уроки ритмики и хореографии, — рассказывает Татьяна Кушнарева, заслуженный работник культуры, руководитель образцового хореографического ансамбля "Акварель". — На этих уроках зажатые дети раскрепощаются, а агрессивные, жесткие — становятся мягче, и все они лучше адаптируются к учебному процессу. Мы не стремимся выпустить детей на профессиональную сцену, мы прежде всего стремимся дать им эстетическое воспитание, развить чувство команды, взаимовыручки. Помимо того, что мы просто учим детей танцевать, мы проводим большую работу по сплочению класса в виде капустников, творческих вечеров.
По словам учителей, благодаря урокам хореографии и ритмики классы стали более дружными, очень изменилось отношение мальчиков к девочкам, появились взаимоуважение, взаимопонимание, практически сведены к нулю конфликты в школе. И все эти слова имеют очень яркие доказательства. Одно из них — победа команды по игре в "Зарницу" школы N8, созданной на основе 9 "а" класса, на Всероссийском слете школьников в Смоленске. О плюсах эстетического воспитания говорят не только учителя, но и сами дети.
— Занятия танцами очень важны для нас. У нас появилась осанка, мы умеем красиво танцевать. Вначале было тяжело совмещать уроки с занятиями танцами, а сейчас мы привыкли и даже не представляем учебу в школе без них, — говорит Кушнарева Настя, ученица 7-го класса. — У меня есть друзья из других школ, и они нам даже завидуют, потому что они целыми дня сидят за партой, и у них нет возможности подвигаться, а у нас она есть.
— Мне очень нравится заниматься танцами, — говорит Мархадоева Света, ученица 8-го класса. Я считаю, в школьной программе танцы просто необходимы. Это полезно для физического развития: появляется пластика, грация, также это помогает в учебе. Выступая, например, на межшкольных конференциях, мы чувствуем себя более уверенно, мы можем более артистично что-то преподнести. Даже мальчики у нас с удовольствием ходят на танцы.
Танцами в школе N8 занимаются целыми классами. В этом году на основе 9 "а" была создана группа бальных танцев.
— Мы не просто учимся в одном классе, — говорит Лена Кокичева, ученица 9 "а". — Мы все друзья, так как не просто ходим на занятия в школу. Мы очень много времени проводим вместе, вместе занимаемся творчеством. Мы больше понимаем друг друга.
В этой школе не обязательно иметь талант, главное — чтобы ребенок был чем-то увлечен.
— Наша задача — развитие детей и воспитание всесторонне развитой личности, — поясняет Оксана Меньшикова, хормейстер. — Пением мы занимаемся как в системе уроков — два раза в неделю (в других школах пению уделен всего один урок в неделю), так и факультативно.
Елизавета Лаврентьевна Янькова, заслуженный учитель Бурятии, учитель начальных классов школы N8, была одним из инициаторов внедрения в школе эстетического воспитания.
— Хор очень помогает детям в развитии. У детей вырабатывается дикция, они лучше проговаривают слова, а это сказывается на грамотности, — говорит Елизавета Лаврентьевна, так как дети правильно проговаривают те слова, которые пишут. У моих учеников средний коэффициент диктанта — "четыре", а это очень высокий результат. Дополнительное образование помогает еще и в том, что дети развиваются в школе не только умственно, они занимаются творчеством, формируются в личностном плане, физически. Например, уроки ритмики дают детям подвижность, развивают координацию движений, ритмичность. К тому же дети учатся легко переключаться с одного вида занятий на другой. Вообще считается, что современная школьная программа настолько загружена, что у детей возникают проблемы с позвоночником и другие, а эта система полезна для здоровья.



^