22.12.2004
Как сообщает пресс-служба Правительства Бурятии, Леонид Потапов в ходе своей поездки в Москву встретился сразу с целым рядом высших должностных лиц страны. "В один день встретиться с председателем Правительства и двумя федеральными министрами — большая удача для руководителя региона", — отметил представитель Бурятии при Президенте России Баир Бальжиров. Среди текущих вопросов Леонид Васильевич обсудил с министрами и вопрос реконструкции улан-удэнского аэропорта.
О том, что Бурятию планировал посетить Владимир Путин, сообщали многие СМИ республики. Об отмене визита также сообщили все республиканские газеты. Однако среди причин неприезда Владимира Путина не значилась одна единственная и главная. По слухам из осведомленных иссточников, взлетно-посадочная полоса аэропорта Мухино оказалась неспособной принять президентский самолет по соображениям безопасности. Потому, видимо, среди текущих и ожидаемых тем вроде строительства Центра олимпийской подготовки в разговоре с федеральными министрами вдруг прозвучала давно и прочно похороненная республиканскими чиновниками идея модернизации улан-удэнского аэропорта, превращения ее в то, что во всем мире называется аэропорт-хаб.
Разработанный еще в конце 90-ых проект модернизации аэропорта предполагал создание в Бурятии крупнейшего международного терминала, способного принимать самолеты любого типа в любом количестве в том числе следующих по кроссполярным маршрутам из Азии в Америку. Реализация этого проекта позволила бы республике превратится в крупнейший международный транзитный центр, что в одночасье изменяло стратегическое положение как Бурятии, так и всего байкальского региона. Без лишнего пафоса можно сказать, что мы из безнадежной периферии, задворок не только мира, но даже России, превратились бы в весьма перспективный регион планеты.
Необходимо отметить, что сам проект родился вовсе не из местечкового патриотизма и желания притянуть одеяло федерального внимания за уши. Географическое положение УланУдэ и нашего аэропорта, а также природно-климатические условия действительно уникальны и как нельзя соответсвуют этому масштабному проекту. В Сибири и на Дальнем Востоке нет более подходящего места для подобных проектов, и это, можно сказать, научный факт.
Тогда же, в конце 90-ых, проект получил высокую оценку в федеральном правительстве, и был включен в программу стратегического развития Сибири и Дальнего Востока. А дальше проект попросту "заволокитили". В рамках простого возобновления материальной базы, аэропорт получал деньги на ремонт взлетно-посадочной полосы, на обновление оборудования. Но даже это финансирование поступало нерегулярно и не в полном объеме. В результате Путин не смог посетить наш регион, оставшийся, пожалуй, единственным, где Президент России так и не побывал.
То, что это озадачило Президента России, очевидно. Иначе вопрос так бы и не встал на встречах с федеральными министрами. Однако при всем внимании к проблеме в данный момент со стороны Москвы есть огромный шанс из скромности опять получить минимум. Банально отремонтируем аэропорт без изменения его стратегического статуса и останемся рады радешеньки.
— Общая сумма предполагаемых инвестиций на мероприятия по организации международного авиационного терминала должна составить три миллиарда рублей в действующих ценах, — говорит Алдар Бадмаев, директор Центра поддержки предприятий "Макон" и один из разработчиков проекта. — Этого достаточно, чтобы навсегда изменить статус и стратегическое значение региона.
Как считает Алдар Бадмаев, актуальность создания международного мультимодального терминала в Улан-Удэ связана не столько с решением экономических проблем Бурятии, сколько с необходимостью продвижения геополитических интересов и усиления стратегического присутствия России в АзиатскоТихоокеанском регионе. В целом строительство терминального комплекса даст мощный толчок для реорганизации единого хозяйственного комплекса на территории Сибири и Дальнего Востока в современных рыночных условиях и эффективной интеграции востока России в мировое экономическое пространство.



^