10.10.2012
Городские власти решили спасать трамваи популярностью
Городские власти решили спасать трамваи популярностью

В трамваях Улан-Удэ будут проводиться мини-экскурсии, причем вести их будут известные люди Бурятии, в числе которых может оказаться мэр города Геннадий Айдаев. Правда, он и другие известные люди не сами будут присутствовать в вагонах трамвая, а всего лишь их голоса, записанные на пленку.

Экскурсии на трамваях

Об этом нововведении рассказали журналистам работники администрации города в ходе необычной пресс-конференции, также прошедшей в вагоне трамвая. «Голоса» будут рассказывать пассажирам про достопримечательности, мимо которых едут трамваи, интересные вещи, связанные с историей этих мест.

«Это будут какие-то факты, о которых не знают большинство горожан, но которые очень интересны. Это может быть здание, которого уже нет, и о нем все забыли», - сообщил руководитель пресс-службы администрации Улан-Удэ Сергей Тучков. Инициатива призвана повысить популярность трамвая, переживающего сегодня свои не самые лучшие дни, и привлечь больше пассажиров.

Кроме того, в городе будут продаваться блокноты, ручки и другие предметы, на которых будет написано: «Я люблю трамвай». В специальных буклетиках будет наглядно показано, насколько один вагон способен разгрузить дорогу. Так, полный вагон трамвая может вместить пассажиров тридцати легковых авто, естественно, полностью загруженных. Каждый может сам в уме посчитать, сколько места займут тридцать машин и сколько, по сравнению с ними, занимает места на рельсовой дороге один трамвай. Учитывая, что на большинство легковушек редко ездят полными, а гораздо чаще с одним или двумя пассажирами, то разница станет еще существеннее.

Такой же фокус получается с микриками. Один вагон способен оставить без работы пятнадцать десятиместных микроавтобусов, высвобождая, таким образом, проезжую часть. Это при условии, что трамваем станет пользоваться больше людей. Результатом может стать исчезновение или минимизация пробок.

Вопрос тарифов

Но найдет ли отклик этот призыв в сердцах граждан, привыкших полагаться больше на мнение кошелька при увеличении цены на проезд, остается большим и открытым пока вопросом. На прошедшей в конце августа сессии горсовета депутаты отклонили предложение повысить тариф на проезд в трамвае с одиннадцати до четырнадцати рублей. По их словам, это произошло из-за неподготовленности документов, и на следующей сессии повышение тарифа, скорее всего, будет одобрено.

По мнению Сергея Тучкова, экономические расчеты показывают, что трамвай только выиграет от повышения цены. Что возможный небольшой отток пассажиров будет компенсирован увеличением сборов с каждого пассажира. Насколько эти экономические расчеты правильны, станет известно после осенней сессии горсовета. Тем не менее даже увеличение тарифа на три рубля проблему кардинально не решает. Сегодня трамваю, чтобы покрыть все расходы, нужно 24 рубля с каждого пассажира дополнительно. По мнению управления трамвая, эту разницу должен покрывать бюджет, но депутаты отвечают, что денег нет.

Быть или не быть

В последнее время вокруг судьбы общественного транспорта развернулась ожесточенная дискуссия. Мэр города в сердцах даже предложил и вовсе провести референдум о судьбе электрического транспорта Улан-Удэ, раздосадованный непринятием тарифа. То, что это предложение было лишь проявлением эмоций и Геннадий Архипович на самом деле не сомневается в необходимости трамвая в столице Бурятии, объяснила потом пресс-служба администрации.

Тем временем, на прошлой неделе пошли слухи о новой войне маршрутчиков с муниципальным транспортом. Частники угрожают установить демпинговые цены на маршрутах, параллельных трамвайной линии. По мнению городской администрации, эти угрозы, скорее всего, является блефом. Тем не менее в прошлые годы маршрутки уже пытались подобными методами уничтожить конкурентов, устанавливая цены ниже, чем в трамваях, но тогда они не добились особых успехов.

А какой он, город без трамвая?

Интересно посмотреть, как существуют города без рельсового транспорта. Самый близкий пример – столица Монголии Улан-Батор. В этом городе пробки стали ежедневным злом, независимо от времени суток. В отличие от Улан-Удэ там нет трамвая, а муниципальный автобусный транспорт обозначен лишь символически. В итоге практически все вынуждены покупать себе машины. Те, кто может себе позволить, приобретают громадные внедорожники, другие ездят на нещадно дымящих старых корейских и японских авто, в итоге экологическая обстановка почти катастрофическая, хотя крупной промышленности в городе нет.

Между тем, есть прецеденты в России, когда городской рельсовый транспорт существовал, но из-за бездействия властей был полностью уничтожен. В Воронеже, например, последние вагоны перестали перевозить пассажиров в 2009 году. Но исчезновение рельсов и увеличение проезжей части дорог не привело к исчезновению пробок, как полагали городские власти. Напротив, ситуация стала только хуже, что привело к тому, что новая администрация сейчас планирует возродить с нуля рельсовый транспорт. Самое смешное, что новые линии пройдут аккурат по старым трамвайным линиям.

Сегодня Бурятия подошла именно к такому рубежу, за которым идет окончательное закрытие трамвая и закатка рельсов в асфальт. Следом нас ожидает судьба Улан-Батора, задыхающегося в пробках, и Воронежа. Потом, конечно же, власти поймут, что рельсовый транспорт необходим, и придется возрождать его с нуля с гигантскими затратами. За эту работу некоторые чиновники получат, как полагается, правительственные награды, премии, работа будет вписана золотыми буквами в историю города. Но было бы намного лучше, если бы не пришлось совершать никаких сверхусилий, а для этого нужно всего лишь сегодня сохранить то, что у нас есть.

Владимир Бадмаев, «Номер один».
^