10.10.2012
Японская звезда русского балета возглавит балетную труппу бурятского театра

Японская звезда русского балета возглавит балетную труппу бурятского театра

Бывший солист Большого Морихиро Ивата принял приглашение министерства культуры Бурятии стать главным балетмейстером театра оперы и балета. Необычное назначение одного из самых интересных танцовщиков современности стало новостью номер один в культурной жизни республики.

Морихиро Ивата еще не приехал в Улан-Удэ, но о его ближайших планах рассказали в минкульте.

- Нам очень сильно повезло, что танцовщик такого уровня будет работать в Бурятии, - говорит пресс-секретарь министерства Наталья Уланова. – Около полутора лет между нашим ведомством и господином Ивата шли переговоры. В прошлом году он посетил Бурятию в рамках международного фестиваля народного творчества «Венок дружбы» под эгидой Министерства культуры России. Он имел возможность посмотреть на условия, на уровень нашего балета, отдохнул на Байкале. Его карьера на тот момент в Большом театре в качестве танцовщика заканчивалась, без малого 17 лет он отдал этой сцене. И вот недавно он принял окончательное решение. Контракт господина Ивата заключен на один год, который, надеемся, мы будем продлевать. В 2013 году балетмейстер планирует поставить «Дон Кихота» - балет, который на бурятской сцене шел еще во времена легендарной Сахьяновой. Сейчас отрывки из него прекрасно танцуют Баир Жамбалов и Баярма Цыбикова. Так что следующий сезон должен быть очень интересным.

Лучший шут Большого

Морихиро Ивата родился в Йокогаме, начальное хореографическое образование получил в школе своего отца «Ивата-балет». В Россию он приехал 22 года назад в 1990-м, через пять лет стал танцевать в Большом театре, после стал одним из ведущих солистов, единственным иностранцем в балетной труппе.

Специалисты считают, что природа не наделила его данными сказочного принца, но свое дело он знает: у него фантастические прыжки и фирменные вращения, такого идеально точного, виртуозного, вдохновенного героя-солиста большая сцена не знала давно. Ивата очень быстро стал лучшим Шутом Большого. Разные варианты Шута он исполняет в «Ромео и Джульетте», «Лебедином озере» и «Легенде о любви», а с поправкой на европейскую традицию его Шут превращается в Арлекина в «Фантазии на тему Казановы» на музыку Моцарта. Еще в золотом запасе Морихиро Иваты есть изумительный по огранке Золотой божок в классической «Баядерке» Петипа, крестьянское па-де-де из «Жизели» и огненный Наездник в «Половецких плясках» в опере «Князь Игорь» в постановке Голейзовского. И множество других очень важных и очень разных ролей, позволяющих делать нехитрый вывод: этот солист универсален и надежен.

Морихиро Ивата окончил балетмейстерский факультет ГИТИСса. Его работы в качестве танцовщика и хореографа отмечены наградами многих международных конкурсов. За свою карьеру Морихиро Ивата много сделал для углубления российско-японских культурных связей. Его выдающиеся заслуги были отмечены государственными наградами России и Японии. Основная идея прощального выступления артиста, которое прошло в июле этого года, - продемонстрировать творческий союз российских и японских исполнителей и показать растущие связи между двумя народами в области культуры.

Переплетение истории 

Ивата-сан женат на русской танцовщице, у него две дочери 17 и 14 лет. Старшая дочь также занимается балетом.

- Несмотря на большую часть жизни, проведенную в России, русскую супругу-балерину, господин Ивата остается японцем, склонным к перфекционизму форм, рисунков, линий, гармонии тела и музыки. Нынешнее поколение балетной труппы театра окажется сопричастным к настоящему труду с высокой самоотдачей и стремлением к совершенству. Театр вдохнет новые идеи, иной подход, - прокомментировал новое назначение известный меценат, много лет проживший в Японии, Зоригто Саханов. - В этой истории многое может переплестись. Известно, что строительство здания театра велось силами плененных солдат японской Квантунской армии. И сегодня потомок самураев возглавил ее балетную труппу. Полагаю, что выбор министра Тимура Цыбикова по-настоящему интересен, перспективен. Предыдущие кадровые решения с Лубченко, Максутовым останутся в прошлом. Как и сами герои нашумевших некрасивых историй.

Евгения Балтатарова, «Номер один».

Фото Сергея Тарасенко

^