05.01.2005
Минувшая сессия Народного Хурала показала во всей красе, как далеки наши государственные мужи от народа. Мы уже писали о том, что было принято "соломоново" решение относительно финансирования системы начального профессионального образования. В связи с громадным дефицитом бюджета Правительством было принято решение не брать на себя расходы по начальному профессиональному образованию. Из необходимых более чем 410 миллионов рублей республиканский бюджет выделил лишь 160. И депутаты это решение поддержали. Общим лейтмотивом обсуждения вопроса стала такая вот мысль: "Зачем нам рабочие кадры, если в республике нет промышленности?" Начальные профучилища было решено в основном закрыть. Министр образования Сергей Намсараев после такого решения сессии вышел из зала парламента в шоке.
— Система профессионально-технического образования — вопрос весьма печальный, — сообщил журналистам спикер Народного Хурала Александр Лубсанов. — Сейчас мы должны проанализировать все училища и решить, какие специальности необходимо поддерживать, а какие — нет. Например, специальность "горничная": эти кадры нужны гостиничному бизнесу, так пусть гостиницы и оплачивают подготовку персонала. Мы поручили Министерству образования вместе с депутатами Народного Хурала проанализировать всю систему профтехобразования. Одним словом, нужно изучить рынок труда и обучать только востребованным специальностям, а иначе зачем тратить огромные деньги на обучение ненужным профессиям?
Конечно, что Правительство, что Народный Хурал пошли на такой шаг не от хорошей жизни, реформа межбюджетных отношений взвалила на плечи хилого республиканского бюджета непосильную ношу — 700 миллионов рублей дефицита даже после урезания многих расходных статей. Но жертвой бюджетного сокращения выбрали совсем уж беззащитную категорию населения — детей из малообеспеченных семей и сирот. Кроме того, проводимая в коридорах власти оценка важности и востребованности училищ представляется несколько странной и необъективной. Против нее в Министерстве образования есть множество аргументов, однако решение уже принято, в том числе и на законодательном уровне, а значит, его будут выполнять.
— У нас ведется постоянная работа над проблемой востребованности профессий, — говорит Александр Хараев, ведущий специалист Министерства образования Бурятии. — Как только рынок насыщается какими-то специалистами, идет сокращение специальности, и наоборот, если где-то возникает нехватка, то увеличивается набор на необходимые профессии. Сокращение финансирования в три раза просто не позволит действовать по-другому. По официальным данным, по специальности у нас устраивается более 60% выпускников. Но на самом деле эта цифра гораздо больше, многие наши выпускники работают самостоятельно, например, портные. Очень востребованы на сегодня строительные специальности: везде требуются сварщики, токари, строители. Очень много нужно поваров... Но установка есть, значит, резать придется по живому. С таким финансированием, которое выделяется, подругому не получится.
По словам Александра Хараева, в училищах в общей сложности обучается 17 тысяч учащихся. Две трети из них могут оказаться на улице. До января 2005 года все 36 учреждений начального и профессионального образования финансировались из федерального бюджета, теперь 31 из них передается на республиканский бюджет, у которого на это нет собственных средств, да и целесообразности изыскивать их чиновники не видят. Однако о востребованности системы начального профессионального образования говорит тот факт, что признанная "несуществуюшей" промышленность Бурятии очень остро восприняла факт сокращения училищ. Уже сейчас в Министерство образования республики поступают официальные письма от различных предприятий города с просьбой сохранить систему начального профессионального образования.
— Профессиональные училища имеют огромное значение для жизни города и республики, — говорит Любовь Потапова, председатель профкома ОАО "Бурятмясопром". — Некоторые училища вообще единственные на регион. Училище N8 готовит кадры для предприятий мясной промышленности аж на три региона: Бурятию, Читинскую и Иркутскую область. Важно еще и то, что поселок Мясокомбината является рабочим районом, здесь учатся дети из поселков Мясокомбината, Мелькомбината, Таежного. Педагогический анализ показывает, что основная масса учащихся — это дети из неполных малообеспеченных семей, из сельской местности. Учатся они бесплатно, и родителям это большая помощь. Училища дают этим детям шанс хоть как-то устроиться в будущем. Теперь может так получится, что этот шанс у них отберут.
Конечно, особо рьяные чиновники могут возразить, что раз "Бурятмясопрому" нужны кадры, которые готовит это училище, пусть предприятие и платит. Однако наша промышленность, хоть и существует, но эта ноша осложнит ее и без того трудную жизнь. Гораздо уместней было бы выбить необходимую сумму из профицитного федерального бюджета. Видимо, это для чиновников показалось более сложной задачей, легче сократить начальное профессиональное образование на две трети. Кроме того, сама последовательность принятия решений: сначала урезали финансирование, а потом начали думать, как реформировать — вызывает вопросы. Неужели нельзя было подготовится и принять программу действий, способную хоть как-то загодя решить возникающий с 1 января 20054 года ворох проблем?
— К сожалению мы упустили время для подготовки к новым условиям работы учреждений общего профессионального образования, — говорит Алдар Бадмаев, директор центра поддержки предприятий "Макон". — Поэтому адаптироваться придется, что называется, в бою. Самая большая проблема для данных учреждений заключается в том, что у руководителей нет представления, как выживать в условиях рыночной экономики, нет бизнес-планов. Поэтому главной задачей на сегодня является то, чтобы в рамках каждого училища найти людей, которые взяли бы на себя ответственность по решению вопросов, как выжить в рыночных условиях.
По мнению Алдара Бадмаева, важное решение по выживанию в новых условиях — это объединение всех профессиональных училищ, потому как в одиночку выживать будет очень сложно. Необходимо реформирование системы в рамках всей республики. Нужно искать все пути для выживания, и государственные мужи, промышленные предприятия, для которых готовятся кадры в этих учебных заведения, должны помочь училищам. Потому что смотреть, как загибаются эти учебные заведения, было бы по крайней мере цинично. Ведь есть база, есть помещения, есть кадры. Все это терять нельзя — в этом будущее.



^