05.01.2005
На высоком небе трое,
На земле Улгене трое,
На дворе бурят трое,
На дворе русских трое. Что это такое?
Разгадка проста: речь в этой старой бурятской загадке идет о названиях годов по шестидесятилетнему циклу летоисчисления монгольских народов: на небе — дракон, змея, обезьяна; на земле — мышь, лев, заяц; исконно бурятские животные — корова, конь, овца, а русские — собака, свинья и курица. Можно подумать, что петух — символ наступающего года — стал известен на территории современной Бурятии по историческим меркам недавно, после знакомства бурят с оседлым земледельческим образом жизни. Но упомянутый календарь — намного древнее, так как же в нем появился Петух?
Баир Сономович Дугаров, научный сотрудник БНЦ, рассказал, что в древности культ петуха был весьма сильно развит: он первым встречает на рассвете солнце — олицетворение верховного божества. Кроме того, он все-таки относятся к птицам, хотя и не летает, поэтому считался медиатором — посредником между небом и землей. Петух был одним из священных животных, особенно в традиции иранских народов, которая оказала важное влияние на народы Центральной Азии. Постепенно солнцепоклонничество было вытеснено новыми религиями, и все, что связано с образом петуха или курицы, к сожалению, утратилось или сохранилось обрывочно, в устном народном творчестве. Интересно проследить, какие качества, повадки и черты характера этого животного запечатлены в бурятских сказках, пословицах и загадках. Надо сказать, этот образ весьма отличается от привычного в русском фольклоре, где курица обычно символизирует глупость, а петух — гордыню.
Вот, например, загадки про петуха. Познакомившись с ними, можно даже сделать некоторые выводы о жизни бурят прошлых веков. "У хана во дворе петух с золотой селезенкой. Если его сварить, то котел пустой". Во-первых, петух был птицей явно не дешевой, раз живет у хана да еще и золотой селезенкой обладает. А во-вторых, заводили его вовсе не ради мяса: какой же смысл его готовить, если бульон будет не наваристым. Тогда зачем? Ответы — опять же в загадках:
Хвост у него с узорами,
Носит сапоги со шпорами,
Ночью песни поет,
Время всем сообщает.
И еще:
Пушистый красный цветок на голову свою нацепил,
Надел на себя пестрый военный панцирь,
Пусть богатырской силы немного,
Зато громкой песней своей
Тысячи дверей открывает.
Ясно, что символ наступающего года был не только одним из показателей достатка, но и живыми часами, а кроме того, просто радовал своим боевым внешним видом и задорным пением. Когда-то ведущим занятием бурят была охота, но затем она отошла на второе место после скотоводства, и в фольклоре стало популярным изображение приручения животных. Так, например, в одной из сказок рассказывается о Харагае, который как-то раз увидел в лесу диких кур, обрадовался, сплел из конского волоса силки, которыми и поймал птиц. Ну, а чтобы те не улетели, он подрезал им крылья. Хотя известно, что курицы попали в наши края уже одомашненными, для бурятских сказителей важно, по-видимому, было отобразить процесс покорения дикой природы как можно полнее, включая даже в него даже этих птиц.
Сказок о домашних животных вообще и о петухах-курицах в частности у бурят, конечно, значительно меньше, чем о зверях и других птицах. Некоторые из них возникли как художественное поэтическое повествование о нравах, повадках и особенностях животных. В одной из сказок рассказывается, почему петух кричит "кукареку" — это он просит птицу, которой одолжил свой наряд, вернуть его. А помните русскую сказку "Лиса и журавль"? Похожая была и в репертуаре бурятских сказителей: "Захотела как-то курица с летучей мышью подружиться, залезла на поленницу и стала кричать:
— Где ты, летучая мышь? Я хочу с тобой подружиться!
— Не могу я выйти днем, — отвечает ей та, — солнце слепит мои глаза и сушит мои крылья.
А ночью летучая мышь прилетела к курице:
— Курица, я к тебе в гости пришла!
А она ей жалобно отвечает:
— Я ночью ничего не вижу, не могу тебя принять".
Эта сказка рассказывает не только об особенностях ее героев, но и о характере курицы. Она дружелюбная: первая предлагает незнакомому существу общаться; довольно смелая: на поленницу не боится залезть; и очень гостеприимная: ей жаль даже больше не неудачи с новым приятельством, а невозможности почтить гостя. А петуху, судя по сказке "Петух и змея", присуща еще верность дружбе и соседскому долгу, а кроме того, и определенный героизм: когда коварная змея напала на мирно дремавшего щенка, именно петух бросился на его крик о помощи и клювом и когтями разорвал обидчицу.
Не остались без внимания и будущие петухи и курицы. "Что родится дважды?" — спрашивалось в одной загадке, а другая так описывает удивительный внешний вид яйца.
Словно с неба спустившийся,
Словно на ровной земле родившийся,
Словно вырезан острым ножом,
Словно водою дождевою умыт.
Ну и внутреннее устройство не осталось без внимания: "В одной кадушке масло и воду смешали" — ответ уже понятен.
Как можно наблюдать, в бурятском фольклоре рисуется весьма привлекательный образ символа наступающего года: он красив и ярок, обладает щегольским богатырским нарядом и звонким голосом, но не кичится этим, наоборот, — дружелюбен, к тому же всегда готов прийти на помощь. Человек, рожденный под знаком Петуха, конечно, обладает особыми, "петушиными", качествами. И, что самое интересное, подмеченные у сказочного Петуха черты во многом совпадают с теми особенностями, что восточный гороскоп определяет для родившихся в этот год. Михаил Николаевич Борсоев, доцент кафедры русского языка БГУ, рассказал, что "человек года курицы" (в дословном переводе) символизируется как человек с четырьмя зелеными мэнгэ (это знак природы, определяющий судьбу и характер человека, его внутренние и внешние знаки), а число четыре расшифровывается "умен и талантлив". Люди, родившиеся в этот год, — это глубоко мыслящие и одаренные личности, они любят труд и преданы своей работе, стремятся выполнить свои обязанности, даже если они им не под силу, и очень огорчаются, когда это не удается; они всегда интересны и способны на смелые и отчаянные поступки. Вот и получается: "Сказка ложь, да в ней намек".



^