21.11.2012
Крупнейший контракт на ремонт федеральных дорог в Бурятии обернулся скандалом
Крупнейший контракт на ремонт федеральных дорог в Бурятии обернулся скандалом

Федеральная антимонопольная служба России вмешалась в ход проведения крупнейшего аукциона на ремонт и содержание дорог федерального значения в Республике Бурятия и отменила его итоги. Сумма разыгрываемого государственного контракта, вставшего теперь под вопрос, - 2,6 млрд рублей.

Шикарный подряд

Предполагается, что на эти деньги выбранный подрядчик будет в течение следующих 5 лет осуществлять обслуживание трасс Иркутск -- Улан-Удэ -- Чита и Улан-Удэ -- Кяхта. Таким образом, каждый год подрядная организация должна поддерживать в хорошем состоянии автодороги на примерно 500 млн рублей. Это шикарный подряд, за который мечтала бы взяться любая серьезная строительная организация. Конкуренция за него ожидалась нешуточная, что сулило более выгодные для государства условия исполнения этого подряда.

В итоге три организации подали заявки на аукцион. Можно было бы предположить, что цена подряда в результате конкуренции существенно снизится. Однако вышло иначе. Еще на стадии рассмотрения заявок аукционная комиссия Управления автодорог «Южный Байкал» отклонила 2 участников аукциона. В результате аукциона как такового и не было – победителем был признан единственный оставшийся участник – некое ООО «НТПЦ «Байкал-инжиниринг», к чьей заявке претензий как бы не было. В чем же провинились другие фирмы?

Необоснованные придирки

Основания, по которым были отклонены заявки двух претендентов, крайне странные. При ознакомлении с ними становится понятно, что это, скорее, придирки. Претензии комиссией Управления автодорог предъявляются буквально к запятым и правописанию. Причем иногда допускаются крайне удивительные интерпретации однозначного, вроде бы, текста. Например, в одном из случаев комиссия пишет: «Участник аукциона указывает, что «толщина оцинкованного дорожного знака должна быть 40 мкм». Участник применил слова «должна быть», тем самым не указав конкретно, будет ли толщина соответствовать требованиям заказчика». Вообще-то, словосочетание «толщина должна быть 40 мкм» трактовать как-то иначе, чем как конкретное указание на размер – сложно. Но Управление автодорог «Южный Байкал» увидело другую трактовку.

Впрочем, Федеральная антимонопольная служба жалобы на необоснованные придирки полностью поддержала. 19 ноября решение аукционной комиссии Управления автодорог «Южный Байкал» было отменено. Победа фирмы «Байкал-инжиниринг» была аннулирована, аукцион вернули на стадию рассмотрения заявок от претендентов.

Берем без опыта

Второй момент, на который стоит обратить внимание, – это объявленный победитель. Фирма «НТПЦ «Байкал-инжиниринг» до октября 2012 года не занималась ремонтом и содержанием автодорог. Согласно своим уставным целям, организация являлась проектной – она разрабатывала документацию для строительства и ремонта разного рода объектов. Только 30 октября (какое неожиданное совпадение - всего за несколько дней до конкурса) в число уставных целей были включены пункты «эксплуатация дорог и мостов». То есть у этой организации не было непосредственного опыта работы, требуемой для выполнения этого крупнейшего контракта.

Однако при подготовке аукционной документации по каким-то неясным причинам заказчик - Управление автодорог «Южный Байкал» - не стал требовать опыта работы от претендентов. Хотя для распоряжения гигантской суммой в 2,6 млрд рублей требовать от исполнителя соответствующего опыта было бы, по меньшей мере, разумно. Примечателен и тот факт, что у фирмы, едва не ставшей победителем, судя по открытой информации, вообще никогда не было опыта выполнения столь крупных в финансовом и организационном плане работ. И это ни капли не волновало заказчика на стадии рассмотрения заявок.

Смена лиц

Еще одно совпадение – 23 октября (за пару недель до проведения конкурса) у фирмы сменился состав учредителей. Трое прежних владельцев фирмы вышли из состава учредителей, их сменили новые – одно физическое лицо и одна организация. До этого счастливого события фирма крупными успехами и гигантскими государственными подрядами похвастать не могла. Стоимость ее заказов составляла сотни тысяч, в лучшем случае миллионы рублей. Миллиардных подрядов до нынешнего ноября в портфеле фирмы не было. Секрет успеха, судя по всему, именно в смене учредителей.
После смены состава учредителей изменилось к фирме и отношение заказчика – Управления автодорог. В реестре дел, рассматриваемых арбитражными судами, значится любопытное дело. Оказывается, Управление уже пользовалось услугами фирмы «Байкал-инжиниринг». В 2009 году между организациями был заключен государственный контракт на проектирование капитального ремонта одного из мостов трассы М-55. Но данный контракт не был исполнен в срок. В начале 2012 года Управление автодорог «Южный Байкал» обратилось в суд с требованием расторгнуть контракт с фирмой «Байкал-инжиниринг» и взыскать с нее 792 тысячи рублей неустойки. Спор в суде тянулся несколько месяцев. Однако буквально за пару недель до конкурса и ровно день в день со сменой учредителей (23 октября) все недоразумения были улажены. Управление автодорог отказалось от большей части требований и согласилось на выплату десятикратно меньшей неустойки. Конфликт был исчерпан, что и отражено в решении Арбитражного суда Бурятии от 23 октября.

Странности и вопросы

Все эти странности в конкурсной документации, смена уставных целей и учредителей в фирме, едва не ставшей победителем, и необоснованные придирки к другим участникам вызывают закономерный вопрос. А нет ли в действиях отдельных лиц из Управления автодорог «Южный Байкал» какого-то другого интереса, кроме эффективного использования государственных средств, выделяемых на содержание трасс федерального значения?

Артем Самсонов, «Номер один».
^