12.01.2005
6 января работники некоммерческого партнерства "Новая элита" провели семинар с руководителями городских продуктовых магазинов. Целью собрания стало создание Ассоциации независимых магазинов. Необходимость этого шага продиктована сложившейся ситуацией в сфере торговли продовольствием. Она на сегодня примерно такова. На продовольственном рынке Улан-Удэ работают порядка семисот крупных и мелких точек, предлагающих населению продукты в разном ассортименте. Из этого количества владельцы около пятисот магазинов представлены мелкими предпринимателями, а на долю оставшихся двухсот приходятся несколько крупных оптовых фирм с развитой сетью магазинов.
В последнее время оптовики чуть ли не каждый месяц стали открывать в Улан-Удэ магазины, работающие в формате сash&carry. В скором времени таких появится еще несколько. Бесспорно, для покупателей это удобно, выгодно и, конечно, современно — не может родная Бурятия оставаться на задворках цивилизации. Вместе с тем владельцы небольших магазинов и павильонов сетуют на то, что сash&carry уводит от них клиентуру, а заодно, разумеется, и доходы. Однако президент "Новой элиты" Сергей Краснопеев большой беды здесь не видит и убежден, что это неизбежный процесс, который должен был произойти.
— Подобных магазинов в Улан-Удэ не было до недавнего времени, но потенциальные покупатели, желающие обслуживаться в них, были. И как только такие центры появились, то и часть людей ушла туда. Правда, cash&carry в прямом понимании этого термина в Бурятии пока что нет. Такие магазины в идеале созданы больше для семьи, которая приезжает и закупаются на неделю. У нас пока это направление идет в примитивном понимании — минимальные цены и все. А должен быть определенный сервис — парковка рядом с таким магазином, быстрота обслуживания, простор прохождения в залах, разнообразный ассортимент и другое. Видят ли все это покупатели в наших cash&carry? Даже по ценам мало различий, — говорит Сергей Геннадьевич.
Но у покупателей появился выбор, и это очень неплохо. Гораздо важнее сейчас владельцам мелких магазинов объединится, чтобы с выгодой для себя установить отношения с производителями и поставщиками. Ведь последние, в большинстве своем находящиеся за пределами республики, предоставляют максимальные скидки и дополнительные льготы бурятским оптовикам, чего никак не скажешь о небольших магазинах. Разница в отношениях "производитель — оптовик" и "производитель — магазин" составляет примерно пять процентов. Учитывая, что небольшой магазин в месяц выручает в среднем миллион рублей, то владелец магазина мог бы оставлять у себя 50 тысяч рублей в виде чистого дохода. Эти деньги предприниматель мог бы подарить покупателю в виде скидок или же поднять зарплату персоналу, благоустроить торговую точку и еще многое другое по своему усмотрению. Примерно пятьсот небольших магазинов, о которых речь шла выше, могли в общей сложности сэкономить до 25 миллионов рублей. Главное, эти деньги оставались бы в республике, а не уходили производителю в другой регион. Самые ходовые товары — пиво, сигареты, водка, колбаса, масложировая продукция, в подавляющем большинстве производится не у нас. Поэтому основная идея создания Ассоциации независимых магазинов в том, чтобы объединится для плодотворного общения с производителем. Ассоциация обязуется представлять интересы предпринимателей. Эта организация заключает протокол с поставщиками, согласно которому будет оговорена предоставляемая скидка. Копии протоколов раздадут руководителям магазинов, и они с этим документом могут перезаключить договор с поставщиком на выгодных для себя условиях. Такая вот концепция и была разъяснена предпринимателям, собравшимся на семинаре некоммерческого партнерства "Новая элита". Теоретически она выгодна всем сторонам — продавцу, покупателю и экономике республики в целом. Правда, возникает вопрос: готовы ли руководители магазинов жить по этой теории? С семинара они расходились в раздумьях. В общем-то, оно и понятно. Ведь когда дело касается кровных денег, и не так затылок почешешь. Но очевидно одно — им нужно изменять складывающуюся ситуацию к лучшему. К лучшему для всех.



^