12.01.2005
Все крупные торговые компании Бурятии, как загипнотизированные, бросились открывать кто по одному, а кто и по два-три крупных по улан-удэнским меркам магазина под малопонятным людям общим названием "cash&carry". В конце лета и осенью в Бурятии было невозможно найти свободных строительных рабочих, видимо, все они занимались отделочными работами в этих заведениях. К концу прошедшего года открылось уже пять крупных магазинов, и их число определенно еще будет расти.
Единодушие крупных предпринимателей в выборе определенного подхода к развитию собственных торговых сетей, заставляет задуматься о их способности думать самостоятельно. Мода на непонятные, но явно умные, названия охватила коммерсантов. Реклама наперебой обещает невиданно низкие цены и новый уровень сервиса. Все это подкрепляется магической мантрой "cash&carry".
На далеком Западе формат "cash&carry" представляет собой цивилизованную альтернативу мелкооптовым рынкам. Условно говоря, это складское помещение с продавцами на выходе, магазин-склад. За счет удаленности от городских центров, небольшого ассортимента товаров и отсутствия издержек на их хранение достигаются невысокие, способные конкурировать с оптовыми рынками цены. Однако посетив все магазины, позиционирующие себя как "cash&carry", найти признаки, собственно, "cash&carry"" вам практически не удастся. В большинстве случаев это классические магазины быстрого обслуживания со средними для города ценами и ассортиментом. Изредка это то, что может называться "смешанным" магазином, вобравшим в себя элементы разных форматов.
Спору нет, новые магазины выгодно отличаются площадями, но главная цель предпринимателей, которую они громко заявляют в рекламе, не достигнута. Убедительного снижения цен новые торговые точки не произвели. Рынки, да и многие существующие небольшие магазины по-прежнему вполне конкурентоспособны. Предприниматели не освоили для себя новый формат, а лишь спонтанно, но одномоментно скопировали понятные им внешние атрибуты: название и размеры, жестко усиливая тем самым конкуренцию в формате старом — обычной розничной торговле.
Прогнозы экспертов не утешительны. Такого резкого роста количества крупных по площади магазинов сконцентрированных практически в одном — Октябрьском — районе Улан-Удэ, рынок не проглотит. Какая-то часть вновь открывшихся магазинов неизбежно разорится и пройдет через этап перепрофилирования. Выиграет тот, кто откажется от скомпрометировавшего себя в глазах улан-удэнцев непонятного слова "cash&carry" и предложит действительно альтернативу существующим форматам торговли. Вполне возможно даже, что на рынок на уже созданные площади придут розничные сети из других городов. Так, например, продолжается экспансия в Сибирь крупной общероссийской сети магазинов "Пятерочка", для которой рассматриваемый формат — родной. Цены в этой сети ниже, чем на мелкооптовых рынках, в среднем процентов на 20. Нетрудно представить себе, какую покупательскую аудиторию даже без всякой рекламы соберет вокруг себя "Пятерочка", появись она тут, скажем, завтра.



^