13.12.2012
Продавцы магазинов Улан-Удэ объяснили, почему у нас никогда не будет настоящих скидок
Продавцы магазинов Улан-Удэ объяснили, почему у нас никогда не будет настоящих скидок

На планерном совещании в мэрии Геннадий Айдаев, вернувшийся на днях из заграничной поездки, внезапно возмутился тому факту, что у нас нет рождественских распродаж. «До пятидесяти процентов доходят скидки!» - сообщил мэр своим подчиненным. Градоначальник дал поручение председателю комитета по промышленности, потребительскому рынку и туризму Александру Лагаеву сделать все, чтоб у нас стало как на Западе.

С приближением Нового года жители Бурятии начинают в большом количестве закупать родным и близким подарки. Обычно в это время идет увеличение спроса почти во всех магазинах, особенно в ювелирных салонах, на шубы, сотовые телефоны и даже на строительные инструменты. Как правило, к новому году наши торговые сети все-таки объявляют скидки. Но в реальности цены оказываются сниженными лишь на строго определенный ассортимент товаров, зачастую не пользующейся популярностью. Либо же круглые цифры оказываются откровенным обманом. Из-за такого к себе отношения жители республики скептически относятся уже ко всем такого рода «мегаскидкам», «суперраспродажам» и «гиперакциям».

Нам остается лишь с завистью наблюдать по телевизору, как в Европе и Америке люди толкаются в огромных очередях в супермаркетах. Рождественские распродажи – излюбленная западная традиция, при этом скидки могут достигать гигантских, по нашим меркам, размеров. В этот период выигрывают, кажется, все. Покупатели приобретают товар за полцены, а то и за треть от ее начальной стоимости, а продавцы и производители остаются в выгоде за счет резкого увеличения объема продаж.

Многие жители центральной части нашей страны ездят на запад именно на распродажи и, несмотря на недешевые авиабилеты, остаются в выигрыше, настолько все дешевеет. Но почему же у нас, в России и нашей республике не проводятся подобные распродажи? Ведь если судить по неослабевающему успеху финансовых пирамид, наш народ любит «халяву», тем более если это гарантированная скидка перед праздниками.

Почему у нас нет настоящих распродаж, к которым привыкли не только на западе, но уже и на востоке от нас, например, в Японии? Этот вопрос мы задали сотрудникам и руководителям городских торговых сетей. Ответы нас несколько шокировали.

В одном из крупнейших магазинов оргтехники и бытовой электроники Улан-Удэ нам сообщили, что все дело в… географии: «Наши магазины рассредоточены по городу, поэтому проводить массовые распродажи неэффективно». Будто магазины в других странах не рассредоточены по городу, а располагаются строго в одном месте…

Продавец сотовой техники и аксессуаров в свою очередь сообщила, что перед праздниками продажи и так увеличиваются, «зачем еще какую-то распродажу проводить». И, правда, зачем снижать цены, если люди готовы скупать все втридорога? Конкуренция-то мизерная!

Но главной причиной отсутствия реальных скидок большинство опрошенных нами людей называли «низкую торговую наценку». Директор магазина сотовых телефонов сообщил, что делать большие скидки, как на западе, они физически не могут, потому что начальная наценка на товар небольшая. «Если бы мы делали большую наценку с начала, то могли бы себе позволить большие скидки. У нас будут скидки, 25-30 процентов, но не во всех точках и только на старые модели» - сказала он.

«Чем больше процентов скидка, тем больше была наценка на этот товар. А мы живем с наименьшей наценкой, поэтому и скидку у нас небольшая. Если кто-то делает большую скидку, значит, у них наценка очень большая», - заявили нам в меховом магазине.

В магазине строительных инструментов выразились даже более категорично, сказав, что те, кто делает большие скидки, просто убирают большую наценку. «Иначе и быть не может!» - сказали нам.

Этот ответ тоже парадоксальный – всем, кто был в других странах, ясно, что цены на любые аналогичные товары (одни и те же марки, модели и т.д.) там ощутимо ниже даже без скидок. То есть на Западе никто не делает каких-то заоблачных наценок, а скидки все равно большие. В чем тут секрет?

Ответ довольно прост. Наша торговля, несмотря на бурное строительство новых магазинов, так и осталась недоразвитой. Она по-прежнему неэффективна, плохо организована, имеет высокие издержки. Конкуренция также весьма низка и не подстегивает торговлю меняться к лучшему. В итоге все свои огрехи наши продавцы сваливают на покупателя, закладывая высокие цены, с которых действительно невозможно сделать скидку.

Так что благое пожелание Геннадия Айдаева так и останется лишь пожеланием.

Владимир Бадмаев, «Номер один».
^