13.12.2012
Чуть ли не с начала осени по всем каналам торговые сети начинают активно рекламировать «новогодние подарки» - наборы сладостей и фруктов для детей. Не нужно быть прорицателем, чтобы понять – на подарках делается многомиллионная прибыль. Причем, во-первых, прибыль эта не совсем добровольная, во-вторых, в реальности людям, покупающим подарки, они не нужны.
Чуть ли не с начала осени по всем каналам торговые сети начинают активно рекламировать «новогодние подарки» - наборы сладостей и фруктов для детей. Не нужно быть прорицателем, чтобы понять – на подарках делается многомиллионная прибыль. Причем, во-первых, прибыль эта не совсем добровольная, во-вторых, в реальности людям, покупающим подарки, они не нужны.

Их заказывают предприятия и организации для детей сотрудников, школы и детски сады для воспитанников. Делается это практически в добровольно-принудительном порядке – «все скидываются, так принято». В итоге на одного ребенка может получиться по нескольку подарков – от работы двух родителей и школы, зачем ребенку такое количество конфет, никто и не задумывается. Есть основания полагать, что во многих случаях организаторы сбора средств за выбор определенных подарков от определенных фирм получают за свои труды комиссионные.

Для того чтобы понять всю бессмысленность нынешних «новогодних подарков», нужно вспомнить, казалось бы, недавнюю историю. 20-30 лет назад в стране царил дефицит. Купить хорошие конфеты, а уж тем более экзотические для советского человека фрукты вроде апельсинов, было очень сложно. Потому на Новый год страна героически изыскивала средства, включая валютные, на покупку сладостей. Это была сложнейшая задача – закупить едва ли миллионы тонн конфет, фруктов, оперативно доставить их во все уголки страны, расфасовать там и торжественно вручить каждому(!) ребенку в СССР.

Вся гигантская плановая система Страны Советов перед праздником работала на то, чтобы доставить мандарины на каждый завод, школу или контору. Это была титаническая работа тысяч заготовителей, перевозчиков и приемщиков на местах.

Больше всего таким подаркам были счастливы дети, которые в день новогодней елки по запаху догадывались о том, что подарки уже лежат в классе, спрятанные за учительским столом. А сколько радости, когда ребенок раскрывал, наконец, заветный пакетик! Ведь конфеты подбирались по принципу ассорти, и в нем, как в маленьком сундуке с сокровищами, он мог найти что угодно, вплоть до особо дефицитных шоколадных конфет. Самыми же желанными подарками в кульке были, конечно, ярко-оранжевые цитрусы! Даже после того, как они будут съедены, можно побрызгать друг на друга фруктовой шкуркой. Во многих семьях, кстати, не пропадали даже шкурки. Что только с ними не делали умельцы – от варенья до крепких настоек на спирту.

Но с приходом рынка постепенно южные фрукты прочно обосновались в наших магазинах, и жители Бурятии сегодня могут позволить себе кушать мандарины круглый год. Тем не менее это не разрушило традиции, наоборот, эксплуатация цитрусов в качестве главного новогоднего продукта стало для торговых сетей золотой жилой, как и подарков в пакетиках.

Сегодня устаревшая традиция успешно поддерживается торговыми сетями и продуктовыми предприятиями. В магазинах сегодня продается большое количество готовых подарков. Праздник стал большим бизнесом, а бизнес, как известно, не терпит нерациональности. Учителям и руководителям гораздо легче и быстрее купить уже готовые красочные пакеты с подарками, не заморачиваясь на его оригинальности.

Между прочим, на эти же деньги учителя и родители могли бы собственноручно сделать прекрасные подарки детям, подбирая то, что действительно хотят дети. Но вместо этого в быстром темпе закупают готовые. Не видя, что там внутри, и добровольно отказываясь от роли Деда Мороза. И дети уже в большинстве своем знают, что найдут в стандартных пакетах.

Поэтому волшебство новогодних подарков год от года уходит. Традиция самодельных подарков в кульках все больше утрачивает свою таинственность и элементы творчества, уступив место безликому конвейеру рынка. Но и новые традиции в современной России придуманы не были, утративший свою дефицитность мандарин (и потерявший, кстати, даже вкус) остается главным новогодним фруктом, который почему-то продолжают класть в маленькие мешочки Деда Мороза.

Владимир Бадмаев, «Номер один».
^