13.12.2012
14 и 15 декабря на сцене КДЦ «Рассвет» театр «Байкал» представит свой новый спектакль. Зрители увидят новый проект театра «Эхо страны Баргуджин-тукум».
14 и 15 декабря на сцене КДЦ «Рассвет» театр «Байкал» представит свой новый спектакль. Зрители увидят новый проект театра «Эхо страны Баргуджин-тукум».

Театр песни и танца «Байкал», работающий последние годы в формате ярких шоу, решил обратиться к 9 веку - времени, когда складывалась истории прародителей бурят.

Баргуджин-тукум – легендарная страна, вокруг которой существует много загадок и много споров. Тем не менее факт существования этой страны подтвержден в летописях, в частности, в «Сокровенном сказании монголов». Известно, что Баргуджин-тукум существовала на территории Бурятии, а потомки народов, населяющих страну тысячи шаманов, прогремели во всем мире.

«Идея давно зрела давно, можно сказать, с тех времен, когда я еще учился в ГИТИСе, - рассказывает Жаргал Жалсанов, художественный руководитель театра. – Я много читал о Баргуджин-тукум, разговаривал с учеными, писателями, собирал материал. В конце концов, появилось большое полотно, в которое вложено много идей».

Главная сюжетная линия в спектакле – история любви представителей двух соперничающих родов – баргутов и хори-тумэдов. Хорилардай-мэргэн и Баргуджин-гуа были предназначены друг другу еще в детстве. Их любовь объединила племена и восстановила мир на бурят-монгольской земле. Хорилардай-мэргэн и Баргуджин-гуа – реальные персонажы. Их дочь Алангуа впоследствии стала прародительницей рода барджигитов, от которого пошел Чингисхан.

«События в спектакле – это больше творческий домысел, как это могло произойти, - говорит Жаргал Жалсанов. - Я не занимаюсь научной работой, но хорошая историческая основа у спектакля есть. Над спектаклем работал также Баир Дугаров, известный поэт, сотрудник Бурятского научного центра».
Несмотря на реальность существования страны Баргуджин-тукум, место для мистики и фантастики в спектакле тоже есть. Недаром Баргуджин-тукум называли Страной тысячи шаманов.

«Случайности не случайны, - говорит Жаргал Жалсанов. – Без мистических моментов ничего не бывает. В спектакле появляются светлые духи, злые духи, Сагаан Убугун».

Главных героев играют Даба Дашинорбоев и Нелли Раднаева. Это универсальные артисты, которые одновременно и поют, и танцуют, и исполняют такие драматические роли. Нелли Раднаева еще и играет на ятаге: в театре она работает артисткой оркестра народных инструментов.

Сам спектакль вобрал в себя множество разных стилей, как в хореографии, так и в музыке. Над музыкальным сопровождением работал Баттулга Ганмандах. В итоге можно услышать народную музыку, а также аранжировки Баттулги в стиле world music, много необычных звуков и находок. Задействовано огромное количество музыкальных инструментов: тувшуры, морин-хуры, сух-хуры, ятаг и т.д.

Артисты исполняют народные танцы. В то же время светлые духи танцуют в стиле модерн, а злые духи выходят на пуантах.

Особое внимание заслуживают костюмы артистов. До нас не дошли описания, рисунки той одежды, которую носили жители Баргуджин-тукум в 9 веке.
«Никто не знает, какими они были, - говорит Жаргал Жалсанов. - Если одежда древних греков запечатлена в скульптурах, книгах и т.д., то как одевали в стране Баргуджин-тукум, мы не знаем. Тем не менее мы находим по крохам возможные варианты одежды, додумываем. Мы знаем, например, как одевались хунну, какие были костюмы у баргутов. На основе этих предположений наши модельеры создали разные костюмы».

В костюмах использованы силуэты коз, барга, материал, из которого шились костюмы натуральные, естественных цветов, используются меха, кожа, шелк.

Соня Матвеева, «Номер один».
^